У меня есть отличная литературная привычка: я ненавижу пьесы. Больше всего меня бесит каждый раз открывать первую страницу и смотреть, кто есть кто. «Ревизора», «Вишневый сад» и «Грозу» я читал в кратком содержании, а потом изучал критику. После этого очень фрагментарно просматривал оригинал. По-другому читать не получалось.

Вероятно, именно из-за презрения к пьесам я раз семь начинал и откладывал книгу Максима Семеляка «Музыка для мужика». Не помогала даже любовь к Шнуру – мне всё равно было невыносимо скучно.

6ejlf91mhy

Я чувствовал себя идиотом, а затем разобрался в причине. Семеляк построил книгу таким образом: глава начинается с монументального вступления автора, а продолжается репликами людей, которые имеют или имели отношение к «Ленинграду». Проблема в том, что в электронной версии нет ни фотографий, ни подписей, а читать реплики ноунеймов мне жестоко не нравилось. Вернее, я приходил в ярость и проклинал поганого Семеляка.

А потом я сел в самолет до Парижа с единственной загруженной книгой – «Музыкой для мужика». Букмейт не работал, сериалов я не скачивал, игр у меня тоже давно нет. В итоге на весь 128-гигабайтный айфон осталось одно развлечение – книга Максима Семеляка.

Чтобы не блевать, я дал себе установку читать, не обращая внимание на имена. И тут дело наконец-то пошло: я жестко проникся этой книгой.

Сейчас объясню, почему её нужно заценить, если вы еще не читали.

Во-первых, там полно гениальных цитат и историй.

Моя любимая – про то, как Шнур приехал на выставку в Риге и пообщался с режиссером Алексеем Учителем.

3

И про то, почему «Ленинград» запретили в Москве.

1

А еще я узнал замечательное слово «наебулька». И таких неологизмов в книге десятки.

2

Во-вторых, после «Музыки для мужика» очень легко понять, за счет чего «Ленинград» так разорвал в начале нулевых. Иногда на сцене было больше людей, чем в зале: группа выступала в формате музыкального шапито, и это всем нравилось. Люди ходили на концерты и переживали два часа нефильтрованного экстаза (эсхатологического восторга).

В-третьих, очень подробно описано, как Шнур вел дела: разгонял группу, штрафовал, хвалил, помогал и так далее. Сергей Владимирович – великий менеджер и маркетолог, так что книга еще и полезная.

В-четвертых, помимо реплик ноунеймов, хватает и цитат известных людей – от БГ до Василия Уткина. Говоря объективно, Семеляк проделал громадную, необъятную работу. Одна такая книга – и ты великий журналист. По крайней мере, в России и в двадцать первом веке.

В-пятых, в книге нет ни грамма цензуры. Всё написано, как есть, без ущербных точек или звездочек в словах «хуй» и «блядь».

Первые 20% «Музыки» дались мне мучительно. Потом я освободился от предубеждений и прочитал оставшуюся часть за три дня. Чуть свободный момент – сразу доставал телефон и врубал iBooks. Даже в интернет не хотелось. Если вы спросите, о чем эта книга, я отвечу – о том, как талантливо бухать и делать вечную музыку.

Оценка – 8/10. Браво. 

P.S. Скоро должно выйти дополненное переиздание «Музыки». Первую книгу Семеляк выпустил в 2008-м, а вторую часть писать не стал. Очень жаль: за 9 лет «Ленинград» и Шнур очень изменились, а популярность группировки всё так же зашкаливает.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.