Я знаком с Федором Скуратовым примерно девять месяцев. Я взял у Феди два интервью, застал рождение его стартапа, подписал (фактически) рекламный контракт с Combot и с удовольствием читаю канал Скуратова о мессенджерах. Да, у Федора много чего получается не сразу (например, биржа), но я не уверен, что в России наберется больше десяти человек, которые разбираются в рынке мессенджеров лучше, чем Федя.

Так вышло, что Скуратов сконцентрирован на телеграме. У Феди много друзей, но хватает и тех, кто (как минимум в тайне) желает его стартапу смерти. Эти клоуны либо пишут ироничные посты о телеграме, либо приходят к Федору в комментарии в фейсбуке и льют желчь там.

Эти товарищи не показывают ничего, кроме собственной тупости.


К телеграму есть три претензии, но сейчас я их уничтожу.

В каналах мало людей

«Меньше 50 тысяч у супертопов! Хихихи», – хохочут те, кто привык к миллионам во «ВКонтакте» и сотням тысяч в твиттере.


Прежде чем ржать, важно учитывать кучу факторов:


1. Нет аудитории лояльнее, чем в телеграме – там люди привыкли верить тому, кто для них пишет (это плюс для рекламодателей).

2. В телеграме нет ботов. Наименее ценный читатель – узбек, но он тоже человек.

3. В телеграме очень невысок процент игнора. Просматриваемость постов – больше 66%. Да такого нигде нет. Мне рассказывали, что 10 тысяч в телеграме – как 100 тысяч на фейсбуке. Похоже на правду.


4. В телеграме уже есть каналы по всем темам. И все эти каналы пусть медленно, но очень стабильно растут.

5. В телеграме шикарная статистика переходов по ссылкам. Вместо типичного буста (условно, 500 переходов сразу после публикации ссылки, а потом 500 за всё оставшееся время) здесь идет красивое распределение (например, по 250 человек в первые несколько часов). Посты очень органично расползаются по телеграмовским чатам и диалогам.

В телеграме нет комментариев

Самая идиотская претензия. У всех респектабельных каналов уже есть чаты, все обсуждения проходят там. Практика показывает, что это гораздо удобнее:

– Любой комментатор становится лояльным подписчиком канала;

– Можно задать любой вопрос владельцу канала и с высокой долей вероятности получить ответ, а не игнор;

– В чатах можно обсуждать не только тексты, но и другие интересные вещи. В «Палачате» больше 130 резидентов, жизнь кипит практически круглые сутки. Можно сказать, что уже образовалось целое коммьюнити.

А самое главное, что комментарии переоценены. Я не понимаю тех, кто видит у себя в ютубе или инстаграме комменты в духе «Классно, молодец, продолжай» и радуется. Здесь нет дискуссии, нет диалога. Только унылый отзыв. Ценность такой реплики – ноль.

В телеграме крошечный рекламный рынок

Это иллюзия. Нужно понимать, что адекватный рекламный рынок, если мы говорим о самопродвижении (то есть о личных проектах), сейчас есть только в инстаграме. Твиттер-шутники со своими 10-15 тысячами фолловеров петросянят для себя. Фейсбук-звезды, у которых 3000 друзей и 5000 подписчиков, разве что сжигают время, петушась в бессмысленных самосозданных тредах. Во «ВКонтакте» блогинг вообще умер (остался только Вадим Елистратов).

Телеграму сложно конкурировать по суммам с инстаграмом, но скажу за себя. Я уже не помню дня, когда ко мне не обращались по поводу размещения рекламы. Заявок реально очень много – настолько много, что если бы я соглашался на каждую, то чувствовал бы себя последним говном. Но реклама действительно выходит практически каждый день. За февраль мы заработали около 30 тысяч рублей исключительно на таких размещениях.

Где еще можно столько поднять, имея в распоряжении аудиторию в 6500 пользователей? Я не знаю.