Автор самого популярного телеграм-канала о журналистике рассказала «Палачу» о продвижении контента, работе в Тинькофф-банке и деньгах, которые можно заработать в мессенджере.

– В прошлый раз мы общались летом, когда у тебя на канале было чуть за тысячу подписчиков. Сейчас их больше пяти тысяч. Расскажи, как раскручивалась?

– Я почти не делала ни с кем ВП – только с Настей, у которой канал @megabitch, и Пашей Федоровым, а рекламировалась за деньги всего раза два или три, по-моему.

Думаю, мы выросли из-за контента – кто-то расшаривает в чаты, соцсети и в другие каналы. Знаю, что это делали Амзин и бывший редактор Wonderzine Маша Ворслав. Помимо контента, есть так называемая «теневая работа» – это когда ты сама пиаришься по чатам, фейсбукам, пишешь статьи или посты для других каналов, пиаришь там свой канал.


Так, например, я делала пост для канала Андрея Бродецкого. Рекламировала канал во «ВКонтакте» в пабликах для журналистов (за деньги). Еще нескольким изданиям написала статьи про телеграм (и нет, это были не подборки), куда обязательно включала ссылку на свой канал. Времени ушло нереальное количество. Так потихоньку народ и набрался. Многие каналы, кто более активно рекламируется, набирают те же пять тысяч гораздо быстрее. Если бы я меньше ленилась, пять тысяч еще до Нового года были бы. В подборках я свой канал вообще не вижу, только на сайте «Планерки» видела. Обычно подборки очень помогают.

– Как твой канал изменил твою жизнь?


– После закрытия издания, где я была главредом (это произошло в апреле 2016 года), я фрилансила, делая тексты для разных блогов. Но потом стало ясно, что через канал я могу не просто нести свет – я могу найти постоянное занятие, которое будет мне по душе. Благодаря каналу я попала в лакшери-чатики, и вот – я редактор в Тинькофф-банке. Конечно, меня взяли не потому, что я знакома с Ильяховым.

Я делала тестовое, как и все, потом мое письмо вообще потеряли, взяли другого человека. А через месяц вспомнили обо мне, позвонили – и всё, я принята. Параллельно были предложения от VC, Inc.com, от нескольких других, менее известных, изданий. В самом конце прошлого года я познакомилась с ребятами из Mediatoolbox – и примкнула еще и к ним.

Подружилась с Republic и съездила на их конференцию, одной из первых получила их исследование. Короче, канал не просто показывает, кто ты и чего ты в профессиональном плане стоишь. Он помогает познакомиться с людьми, до которых раньше было очень сложно дотянуться. А тут они тебе пишут сами, инсайды приносят, делятся вакансиями. Круто! Совсем скоро, когда в телеграме будет очень много народу, такая концентрированность пропадет. И такой крутой нетворкинг сделать уже не получится.


– Летом ты говорила, что реклама тебя вообще никак не касается. Теперь ты её ставишь. Когда поняла, что реклама – это супер?

– Я вообще не думала, что реклама в «Журналистике» будет кому-то нужна. Тут медийщики, а не маркетологи. Но оказалось, что даже с 1000-2000 человек очень хороший выхлоп. И рекламодатели потекли один за другим. Деньги, которые я получала с рекламы, тут же вкладывала в рекламу. Или могла отказаться от какой-то работы и это время каналу посвятить. Реклама – это охуенно. Потому что это деньги, которые можно тратить на развитие. Как канала, так и свое.

– Сколько заработала на рекламе за всё время существования канала? Можно примерно.

– За все время канал принес примерно 70 тысяч рублей. Сейчас пост стоит 4000 рублей, но в феврале пока особо рекламы не было. Думаю, чем дороже она будет стоить, тем меньше ее будет.

– Как решаешь вопрос с налогами?

– Налоги? Пффф! Никак не решаю, как и все остальные владельцы каналов.

– Ты явно в курсе, кто из известных людей подписан на твой канал. Топ-3 самых ценных для тебя читателя?

– Известных людей много, я насчитала больше 30 человек. Читают ЛАМовские журналисты, из Репаблика, Дождя, РБК, Форбса, Мейла. Медузовцы тоже подписаны. Самые ценные – главред «Мела» Никита Белоголовцев (можно просто читать чаты с ним и чувствовать, как ты прокачиваешься в незнакомых темах), редакционный директор Мэйла Сергей Паранько (он мне очень помогал и летом, когда мы виделись, подсказал, в какую сторону канал развивать) и медиа-аналитик Александр Амзин, автор крутейшего пособия по новостной журналистике.

– Ты работаешь редактором в Тинькофф-банке. Из чего состоит твоя работа?

– У банка есть команда редакторов. Мы пишем инструкции владельцам карт, письма, странички. Редактируем статьи для Хабра (тексты пишут программисты, надо с их технического перевести на человечий и следить, чтобы редполитика соблюдалась). В общем, редактируем и пишем кучу текстов, больших и маленьких.

У меня есть вектор развития в Тинькове. Рассказать в подробностях не могу, но скоро буду делать дико крутые штуки.

– На каких условиях ты размещаешь вакансии на канале? Вообще, что выгоднее – размещать вакансии или рекламу?

– Вакансии стоят столько же, сколько обычная реклама. Если мне издание нравится, я бесплатно вакансии пиарю. Если не нравится, то за деньги. Если придет с вакансиями условный Лайф, бесплатно размещать я не буду.

– Некоторые владельцы популярных каналов ищут работу через свои же каналы. На мой взгляд, это выглядит странно. Что думаешь ты?

– Для меня признаться пяти тысячам людей, что я безработный теоретик, это все равно что прилюдно обосраться. Вроде бы ничего, всякое бывает, быстро забудется. Но выглядит ужасно. Уверена, что профи без работы никогда не останется. Я уходила в апреле в пустоту, на канале было 500 человек. И я знала, что я отдохну с месяц, и работа сама меня найдет.

Я общаюсь со многими владельцами больших каналов. У них примерно то же самое. Они все востребованы. Если человек невостребован настолько, что кричит об этом через свои соцсети (телеграм ведь тоже соцсеть), то тут явно что-то не то. Либо нет умения себя продавать, либо ожидания завышенные. Бывает еще так, что специалист этот вообще никому не нужен – тогда он открывает свое агентство.

– Расскажи про свой второй канал, где рекламируют образовательные курсы.

– Второй канал я завела совсем недавно. Просто я фанат всяких образовательных штук и подумала, что моя коллекция ссылок, которую я рассылаю подругам и друзьям, может быть полезна еще кому-то. Рекламка там есть, ее совсем мало, в основном это другие каналы. А сами мероприятия я бесплатно размещаю.

– Какие образовательные курсы ты сама прошла за последний год?

– Прошла курс по медиакоммуникациям от ВШЭ (бесполезная теория, но для важных переговоров подойдет), записалась на курс по бигдате (он еще не закончился). Еще проходила курс по маркетингу, слушала несколько вебинаров по журналистике – один про редакционные метрики, второй про нативку. На этот год у меня план научиться работать с рассылками. Но курсы по ним не бесплатные, печаль.

– Ты радовалась в фейсбуке, что тебя взяли в VC. Затем эта история утихла. Расскажи, что случилось?

– Меня не то чтобы туда «взяли» – мы пришли туда вместе с Сергеем Якуповым развивать рубрику про медиа. Но оказалось, что мы совпадаем во взглядах только с Данилем Хасаншиным, но главные вопросы решает не он, а главред Костя Панфилов. Мои статьи ему не нравились. Иногда он спрашивал: «Зачем мы вообще про это писать будем?». В итоге я размещала эти статьи у себя на Медиуме – просмотров там было больше, чем у любого текста в рубрике «медиа» на VC.

В журнале «Журналист» (я и Якупов теперь там), который сейчас развивают Mediatoolbox, идея та же – сделать узкопрофессиональное СМИ для медийщиков. И вот там у меня ни с кем нет ни споров, ни конфликтов каких-то. Все понимают, что делают и для кого. Я сделала вывод, что я и Якупов понимаем, что интересует журналистов, а Костя нет. Но думаю, что еще поработаю с ними или с Данилем. Потому что тусовка журналистов, которым интересно развитие отрасли, очень узкая.

– И последний вопрос. Ты переехала в Кемерово и явно зарабатываешь очень много по меркам этого города. Чувствуешь себя королевой?

Королевой не чувствую, наверное, потому что я все время на что-то коплю деньги. И трачу их в итоге в других местах. Хочу за границу месяцев на пять съездить. Но на ценники действительно перестала смотреть, есть такое.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.