За последние три года я писал в полторы дюжины изданий, и везде примерно одинаковая схема оплаты материалов.

За символы

Самое простое – оценивать объем. Плюсы – понятный критерий и понятная ставка у каждого автора, минус – перспектива читать воду. Может возникнуть неловкая ситуация: если редактор говорит автору, что тот специально налил пустоты, у того в 9 случаях из 10 случится истерика. «Да что вы себе позволяете, да я никогда, да как вы посмели» – и все в этом духе.

Поэтому тексты нужно лимитировать по длине. Дольше 8-10 тысяч знаков я читаю в двух случаях: если мне крайне, просто бешено интересно, либо если это интервью. В среднем я поглощаю два лонгрида в неделю, но еще 3-4 бросаю читать в начале.

Вариант оплаты за символы универсальный, но устаревший: эта тема не совсем для интернета.


За текст

Есть ставка за материал, и хоть 100 листов сдавай – получишь фикс. Это прогрессивно: редактор не поставит текст, пока он не будет готов. Воду можно безболезненно убирать, потому что вода тут бесплатная, если текст выходит на сайте/где-то еще.

За клики

«Советский спорт» шагнул в идеальный мир – там отсчитывают 8 копеек за клик в футбольном разделе и 10 – за клик в нефутбольном разделе. Авторы сидят и молятся на просмотры – очень забавно.


Казалось бы, «Совспорт» модернизировался, но и тут есть недостаток – если выпускающий редактор (или просто редактор сайта) тебя не любит, то ты провисишь в супертопе максимум час, а потом можешь рассчитывать только на соцсети. Итог: борьба не только за клики, но и за место на сайте, а это еще хуже, чем батлы за символы.

За время

И вот – психбольница, приемный покой.

Примерно год (с ноября-2014 до ноября-2015) я пописывал тексты для Madrobots.ru – интернет-магазина умных вещей. Там платили за слова (реально, за их количество) и за срочность, но я был заинтересован не столько в деньгах, сколько в том, чтобы разобраться в умных часах и фитнес-браслетах. Там все не так трудно, как я думал, поэтому я быстро запомнил основные характеристики важных девайсов и производил тексты на пару страниц за пару часов.


При этом меня всегда бесило, что у нас каждый месяц менялась стратегия. То мы ведем дела в Google Docs, то просто в почте, то нам нужны материалы для рассылки, то мы пишем новости, то мы делаем обзоры, не имея устройства на руках, то мы развиваем канал на YouTube, то наш приоритет – видосы в фейсбуке. Или, например, летом мы должны были переехать в систему организации задач Trello, чтобы стать продуктивнее.

«Продуктивность» – любимое слово Николая Белоусова, основателя Madrobots.ru. Когда редактор, с которым я работал, ушел, Николай сказал, что теперь все будет по-новому: никакой оплаты за символы и слова – это древний отстой.

Николай написал это в чате телеграма и торжественно замолчал, ожидая вопросов. Ну, я и спросил, как будем дальше жить. И тут Белоусов меня реально шокировал. Говорит, будем работать по времени, 250 рублей в час. Я засмеялся, как испанец из видео про хохотуна, но не только потому что 250 рублей – ставка негра с листовками в Москве.

Спрашиваю: Николай, а как вы будете следить, за сколько времени я пишу текст? И он прислал ссылку на какой-то клоунский сайт, где учитываются рабочие часы. Тут меня конкретно порвало, я попрощался и вышел из чата навсегда.

Мораль: не становитесь идиотами в гонке за продуктивностью.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.