До прошлого года у меня была всего одна любимая социальная сеть – VK. Я завел аккаунт еще в 2007-м, строчил статусы, писал анонимные мнения, играл в приложения (но не в «Фермера»), всегда читал тексты Дурова в стиле «Х нововведений августа», использовал расширения для браузеров (более-менее все известные), платил за рейтинг (золотая полоска) и был настоящим фанатом – изучал все материалы, посвященные шикарному питерскому проекту. Меня искренне удивляло, когда id человека был больше 20 миллионов: получается, он узнал про «ВКонтакте» только сейчас, вот недоумок.

vkontakte(2)

Я одним из первых заценил мобильную версию (так вышло), переписывался с Лобушкиным еще в мае 2008-го (вряд ли он помнит), размещал десятки объявлений (об этом – здесь) и ненавидел фейсбук. Там мой аккаунт появился только в 2010-м – мне понравилась одна пухлая женщина, и я захотел посмотреть на ее фотографии (она была не из России).

Твиттер казался мне бессмысленным (то же самое можно писать в статусы «ВК), фейсбук – громоздким (он и сейчас такой, но я сижу со смартфона), инстаграм – праздным (подумаешь, фотография, ну и что?), ЖЖ – устаревшим, Tumblr – совершенно пустым, а «Одноклассники» – ладно, я промолчу.

До 2012 года идти было некуда: все мои одноклассники сидели во «ВКонтакте». Еще в те замечательные времена была аська, скайп и агент (он отвалился на пару лет раньше): серьезно, этого комплекта хватало для того, чтобы не звонить по телефону (а я ненавижу разговаривать по телефону).

Но затем расклад начал медленно меняться. Распространение смартфонов и разделение функций на приложения уничтожает «ВКонтакте». Смотрите сами. Для общения появился Telegram, за два года туда пришли почти все нужные мне люди. Те, кто не пришел, есть либо в фейсбуке (там тоже классный мессенджер), либо в вотсаппе (ужас и позор), либо в imessage (медленная дрянь, но есть почти у всех), либо в Hangouts (гиковая дрянь). Короче, миллион способов связаться с человеком через приложение, предназначенное для общения.

Идем дальше. Длинные интересные посты продвинутые медийные люди публикуют в фейсбуке. Короткие заметки о жизни и новостные ссылки живут в твиттере. Фотографии перетекли в инстаграм – грустно, но большинство, которое обычно голосует за Гитлера, снова выбрало не то. В игры теперь рубятся на айфонах и других гаджетах (если вы не идиот, который залипает в разделе «Игры» VK – серьезно, я не знаю, что там за люди). В группах и пабликах всерьез тусуются те, кому нечем заняться. Для хранения документов есть облачные сервисы. Мнения и предложения давным-давно выпилены. Объявления зачем-то тоже (меня это дичайше расстроило 30 сентября 2011 года).

twitter-pic4-452x302-56015

На остальные факторы, убивающие «ВКонтакте», повлияли уже внутренние изменения, связанные с лицензиями на контент. Видео выпилено – фильмы остались на торрентах и пиратских сайтах, сериалы – там же и в Амедиатеке. Аудиораздел поимели правообладатели и Apple. Дурова с его вдохновляющими посланиями тоже больше нет (вернее, он есть и в других местах). Сама соцсеть падает раз в месяц, а раз в неделю загружается так, словно крысы сгрызли все кабели.

Серьезно, зачем дальше проводить время во «ВКонтакте»? У меня нет ответа. Сейчас меня там держат 5-6 людей и работа, но становится все очевиднее: у VK не осталось ни одной вау-функции, которая была бы лучшей (или самой удобной) на рынке.

Но самой забавной была попытка компенсировать нехватку фантазии путешествиями маркетингового отдела.

Люди из «ВКонтакте» приходили в редакции («Вы не могли бы поменьше писать про инстаграм?»), регистрировали в соцсети селебрити (те сразу же забывали, что у них теперь есть страница), фотографировались на селфи-палку на куполе Дома Зингера и наслаждались жизнью. На позапрошлой неделе этот отдел был переименован («Отдел по работе с партнерами»): видимо, маркетинг не оправдал надежд.

Вывод печален: если кризис убьет «ВКонтакте» (ну, вдруг, хотя крайне маловероятно), я не буду жалеть ни секунды. Другие вменяемые люди, уверен, тоже: в смерти «ВК», вопреки прогнозам Дурова, будет виновато не ужасное тоталитарное государство (лицензии на контент есть во всех цивилизованных странах), а новое руководство, у которого хватает энтузиазма только на проведение убыточного (однозначно) офлайн-фестиваля.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Палача» – там круче, чем на сайте

Подписывайтесь на группу «Палача» во «ВКонтакте» – там нет рекламы.