Небольшая колонка о том, почему в России так мало качественных IT-изданий.

Примечание: в тексте IT-журналистика чаще всего будет сравниваться со спортивной журналистикой. Нужно же проводить какие-то параллели.

Проблема первая: отсутствие фронтмена

Василий Уткин комментирует футбол – его голос знают все, а колонки Уткина на Sports.ru еще пару лет назад собирали по 150 тысяч кликов. Юрий Дудь берет интервью у спортсменов – если в расшифровке есть провокационный вопрос про геев, вы сразу поймете, что это Дудь. Александр Беленький пишет репортаж с боя Флойда Мейвейзера: после текстов этого автора люди идут в секцию бокса и занимаются хотя бы для себя (а если пришли в нужном возрасте, то и ради соревнований).


В IT ничего такого нет даже близко. Эльдар Муртазин невероятно трудолюбивый человек, но его тексты не резонируют: тот же Уткин способен за 3 тысячи символов выстрелить сильнее, чем Муртазин – десятком обзоров. Николай Турубар зажигает в основном у себя в фейсбуке. Алекс Экслер прославился книгой про кота, которую было весело читать в 12 лет. Сергей Вильянов ведет отличный блог, но, опять же, это не очень популярная история. Hi-Tech от Mail.ru – сам по себе замечательный сайт, но там тоже нет звезд. Массовому читателю (зрителю) сейчас лучше всего известны два имени – Андрей Соловьев и Валентин Петухов (Wylsacom). Первый снимает видео про все гаджеты, второй – тоже про гаджеты, но в основном про Apple. Оба практически ничего не пишут, только ведут соцсети.

Внимание, вопрос: где брать пример пишущим авторам, которым сейчас 20-25 лет? Почему кто-то удивляется, что фраза «смартфон хорошо лежит в руке, подойдет как мужчинам, так и женщинам» повторяется в каждом обзоре? Откуда должны браться новые форматы, если скучные тренды формируются уже полтора десятка лет? Характерный пример этой дьявольской стагнации – слово «бабушкофон»: Эльдар Муртазин похвастался, что это слово – его изобретение. Возможно, я что-то упустил, но неологизм «бабушкофон» – сомнительный повод для гордости.

Проблема вторая: авторы не читают


Спортивные журналисты в тысячу раз ревнивее, чем люди из IT. Крысы, которые пишут про футбол, постоянно изучают материалы коллег, а затем рассылают перлы друзьям. «Смотри, этот идиот назвал тренера наставником, а игроков – питомцами». «Зацени, какое длинное предложение – разве это будет кто-то читать?». «Как можно было приехать за репортажем, а написать такой унылый отчет?».

Хроническая зависть приводит к личному прогрессу. Ты не хочешь, чтобы над тобой смеялись, ты выкладываешься и пишешь хорошо. Ты пытаешься быть лучшим и трезво оценивать свои материалы со стороны: где качественно, а где можно было доработать.

В IT это не требуется: как только ты попадаешь в крупное издание, ты начинаешь работать для себя. В крайнем случае, для редактора (а редакторы здесь тоже регулярно пишут). Твой собеседник – не читатель, а железка, которую ты обозреваешь. В лучшем случае твоя лента состоит только из новостей: нужно быть в курсе происходящего, чтобы сверкнуть каким-нибудь фактом в ближайшем тексте и порадовать редактора. Заглянуть в материалы коллег? Это лишнее.


И самое главное. Насколько я могу судить, среди IT-журналистов совсем не принято читать зарубежные издания, где к обзорам устройств подходят гораздо ответственнее и тщательнее, чем у нас. В спорте все совсем по-другому: без чтения иностранных ресурсов ты будешь вечно вторым. В русском футболе много захватывающих сюжетов, но в Европе их в разы больше. Кто первый написал – тот и король. Опять же, это соревнование идет между всеми российскими спортивными СМИ: люди вынуждены читать друг друга, чтобы не повторяться.

Проблема третья: слабый русский язык

Вероятно, этот пункт стоит отнести не к причинам, а к следствиям, но здесь это не так важно. Перейдем сразу к фактам: каждодневное написание однотипных материалов убивает и мозг, и словарный запас. Для каждого типа устройств есть свой глоссарий – он давно изучен даже школьниками, которые читают обзоры перед тем, как решить, на что потратить накопленные деньги.

IT-журналисты годами пишут о том, как увеличивается диагональ экрана, как разгоняется процессор и как камера фокусируется на 3 микросекунды быстрее. Автор, который меняет жанры, пишет значительно свежее: например, вот этот текст хочется дочитать до конца, даже если сам девайс вам точно не нужен.

Для тех, кто пишет про гаджеты, есть только два способа не засушить мозг. Первый – короткие и хлесткие колонки с громоподобными глаголами. Они почему-то выходят крайне редко (вот пример).

Второй способ – разминка обзорами приложений: у софта куча подрубрик, поэтому штампом про «подойдет мужчинам и женщинам» ты уже не отделаешься. Нужно тестировать, искать аналогии, вставлять разумную критику и жонглировать синонимами. Исключительно полезное упражнение. Но! Отчего-то среди авторитетных IT-авторов обзоры приложений считаются низким жанром: видимо, гуру представляют себя в роли Энни Лейбовиц, которую пригласили снимать деревенскую свадьбу.

Проблема четвертая: нехватка эксклюзива

Вечный дефицит бюджета в спортивных изданиях приводит к тому, что в командировки летают только лучшие: сначала ты должен достойно работать в редакции, а затем впахивать заграницей, передавая по 2-3 материала в день. История из жизни: мой коллега с Eurosport.ru скатался в Бразилию на чемпионат мира, потратив на это собственные деньги. Чтобы отбить затраты он писал сразу в 3 (насколько я помню) издания. За эксклюзив везде платили больше, поэтому коллега к концу чемпионата мира напоминал человека, который целый месяц отращивал мешки под глазами: без адских стараний не будет и инсайдов.

В исполнении русских IT-журналистов эксклюзив обычно звучит так: «Мне тут показали новый YotaPhone, он очень крутой, но я вам пока ничего не могу рассказывать – обещал». И всё – конец инсайда. Репортажи с выставок сводятся к рубрике «Первый взгляд» (в лучшем случае – к ролику на 3-4 минуты). Авторам не нужно раскручивать какие-то истории и не нужно брать интервью. Записать тезисы с презентации, пофотографировать, походить мимо стендов, узнать что-то для себя – и молчать. Впрочем, определенные исключения в этом плане все-таки встречаются – недавно Эльдар Муртазин выдал несколько важных твитов про Samsung Galaxy S6. Но давайте честно: стремиться к утечкам должны все журналисты, а не только ищейки вроде @upleaks и тому подобного. Иначе это не журналистика, а блогерство и гаджетописательство.

Проблема пятая (и самая грустная): нимб над головой

«Я дал комментарий на «Радио Таганрог» – включайте через 15 минут, есть трансляция в сети». «Я пришел в эфир телеканала с аудиторией 150 человек – вот запись». «Мне написали из «Цукерберг позвонит». «Я лечу на гастроли в пресс-тур». «Я ем бутерброд на презентации».

Разрастающееся эго помогает только поначалу: IT-журналист рвется наружу из штанов, чтобы его снова пригласили в пресс-тур (позвонили с радио, позвали в телевизор). Дальше наступает момент, когда человек закрывает сразу все ачивки. У него есть работа в топовом издании, есть востребованность и есть известность среди пиарщиков. Финал этой истории плачевен для читателей, но не для автора: все заканчивается дружбой с брендом (естественно, взасос) и тотальной ангажированностью. Хрестоматийный пример: сегодня Nokia хорошая, Samsung плохой, а завтра все наоборот.

В русской IT-журналистике это вообще никого не пугает и не беспокоит. Дружи сколько хочешь, пиши как угодно, ведь ты уже царь – твое имя говорит за тебя, ты уже создал иллюзию собственной значимости. К чему это приводит? Ну, например, некоторые мобильные аналитики на полном серьезе добавляют к должности характеристику «ведущий».


Главное по теме «Apple»
Шамиль Газибегов
26 Сен '20
359 
Пора брать iPhone 11 Pro. Скоро цена будет рекордно низкой
Идеальный момент для покупки нового гаджета.
Шамиль Газибегов
25 Сен '20
2 760 
iPhone 8 можно взять по исторически низкой цене. Теперь это лучший девайс бренда до 30 тысяч рублей
Безальтернативно лучший прайс на сегодня.
Андрей Ставицкий
25 Сен '20
748 
Презентация iPhone 12 состоится 13 октября, а когда он поступит в продажу? Есть дата
Слив от известного блогера.
Андрей Ставицкий
24 Сен '20
1 605 
iPhone SE – не последний бюджетный девайс Аpple. В 2021 году компания выпустит еще один
Снова 4G, Touch ID и IPS-экран.
Андрей Ставицкий
23 Сен '20
742 
Когда выйдет iPhone 12? Ждать осталось совсем немного
Дотерпите до октября?
Андрей Ставицкий
23 Сен '20
854 
Аpple Watch SE и iPad уже можно купить в России. Продажи iPad Air задерживаются
Время раскошелиться.
Комментарии