Роман Загребин объяснил, в чем феномен китайского бренда, у которого уже больше фанатов, чем у «Спартака».

2017 год в смартфонной индустрии прошел под китайским флагом. Особенно хорошо себя чувствовала компания Xiaomi, которая по итогам года впервые попала в пятерку мировых производителей смартфонов.

Прекрасно чувствуют себя и другие китайские производители, такие как Huawei и Oppo. Но далеко не все китайские компании могут гордиться собой. Лучший пример – фирма Meizu, которая постоянно на слуху, но при этом продажи ее смартфонов находятся на крайне слабом уровне. Серьезно, эта корпорация не входит даже в топ-10 производителей.

Столь критическая разница в результатах поднимает кучу важных вопросов, а слабый перфоманс однозначно требует обьяснения.

Почему у Xiaomi получается, а у Meizu – нет? Ведь компании так похожи. С разницей в несколько месяцев они выпускают практически идентичные смартфоны с примерно одинаковой ценой.

После Redmi Note 4 выходит Meizu M5 Note, а после Xiaomi Mi6 – Meizu Pro 7. Корпорации напрямую конкурируют практически во всех сегментах, и эту конкуренцию Meizu сливает без шансов.

Еще больше заметна доминация Xiaomi на российском рынке. Нельзя сказать, что у Meizu совсем нет почитателей. Просто на фоне сотен поехавших фанов Xiaomi, их писк практически не слышно.

Еще тяжелее встретить пользователей Meizu в реальной жизни, а Xiaomi в России – по-настоящему народная марка. Выборка нашего сайта не слишком репрезентативная, но все равно показательная. По просмотрам с мобильных устройств Xiaomi с большим отрывом обгоняет Samsung и уступает только устройствам от Apple, пользователи которых в несколько раз больше остальных читают тексты в интернете.

Смартфоны Meizu находятся в самом низу списка, уступая девайсам от Xiaomi более чем в пять раз.

На самом деле, такая разница в результатах абсолютно закономерна, а причины имеют исторические предпосылки.

Meizu – более старая компания, которая c cамого своего основания копировала Apple. Начинала с примитивных и низкокачественных клонов iPod, а затем переключилась на смартфоны.

Причем сначала это был не Android, как сейчас: раньше китайцы вообще выпускали смартфоны на Windows Mobile.

Первым нашумевшим продуктом компании стал Meizu M8, который был наглейшим клоном iPhone. Именно вторичность является корпоративной стратегией Meizu. Сейчас компания одновременно косит под Apple стилистичеески, и в то же время повторяет за Xiaomi при определении мобильной линейки.

История компании Xiaomi развивалась совсем иначе. Все начиналось с MIUI – кастомной прошивки для любителей многократно перепрошивать свой телефон. Прошивка развивалась в плотном взаимодействии с форумными коммьюнити, туда постоянно добавлялись запрашиваемые функции, а разработчики активно отвечали на любые вопросы. Теперь Xiaomi выглядит совсем иначе – это крупная корпорация с иерархией, но костяк фанатов зародился именно тогда.

Именно заработанное в те времена доверие позволило Xiaomi вырасти из мелкого поставщика прошивок в одного из крупнейших производителей смартфонов. Миллионы людей поверили в компанию и заказали ее первый смартфон (Xiaomi Mi1), несмотря на то, что у Xiaomi вообще отсутствовал опыт какого-либо производства.

Компания оправдала ожидания, и костяк лояльнейших покупателей из года в год только рос. Роль сарафанного радио часто недооценивается, но если на руках есть качественный продукт, то именно рекомендации людей могут стать фундаментом огромной популярности.

Например, Apple в России вообще не покупала рекламу до 2012 года, при этом популярность айфона всегда была крайне высокой. Примерно так же росла популярность аппаратов Xiaomi, которые все заказывали из Китая.

Люди готовы покупать то, что на слуху, и то, что им порекомендует гикообразный друг. Довольные покупатели после этого начинают рекомендовать дешевые китайские смартфоны всему своему окружению. Именно так Xiaomi и захватывала российский рынок, ведь никакого официального ритейла в стране у компании не имелось до 2016 года.

Meizu открыла свой филиал в России еще в 2011-м, но марка не запомнилась ничем, кроме нелепых перлов их пиарщика Романа Стиханова и десятков проплаченных материалов в сети.

Еще одна предпосылка непопулярности – серость.

В Meizu очень любят говорить о собственной уникальности и смелости, но компания абсолютно неспособна на эксперименты. В продвижении смартфонов часто ссылаются на уникальные функции. Главная ошибка – делать упор на аудиофильское звучание в наушниках.

Начнем с того, что аудитория людей, которых не устраивает качество звучания в их текущем смартфоне, изначально крайне мала. Любой актуальный iPhone, Samsung, HTC или даже Xiaomi устроит подавляющее большинство слушателей. А тру-аудиофилы все равно никогда не станут пользоваться смартфоном в качестве плеера.

То же самое касается дополнительного экрана на задней панели, который совершенно не добавляет смартфону привлекательности в глазах покупателя, а лишь внешне выделяет смартфон перед конкурентами. Нет ни одного сценария, кроме селфи на заднюю камеру, где второй экран был бы хоть немного удобен.

Еще в определенный момент в Meizu осознали, что совершенно не способны поддерживать тот темп выпуска новых устройств, который навязывает Xiaomi. Аналоги выходят все с большим запозданием. В 2017-м компания даже не справилась с выпуском новой итерации флагмана – MX7 (теперь планируется в 2018-м), хотя до этого ревизии MX выходили ежегодно. Вместо этого выпускается Pro 7 с дополнительным дисплеем и крайне завышенной стоимостью. В смартфоне установлен процессор Helio P25, который ставят в китайские устройства в 2-3 раза дешевле (Doogee Mix или Elephone P8).

Гонка спецификаций проиграна в щи, поэтому теперь приходится искать другие опоры для продвижения устройств. Вот только стратегия оказалось совершенно нерабочей, ведь до бюджетных устройств никакие уникальные фичи не доходили.

Компания никогда не стеснялась экономить на комплектующих. Во всех смартфонах компании вплоть до 2017 года использовались либо процессоры Mediatek (менее производительные и неэффективные, чем конкуренты от Snapdragon), либо второсортные Exynos для флагманских моделей, которые компания покупала из остатков Samsung с большими скидками.

Cлабая производительность и нагрев всегда были компаньонами смартфонов Meizu, в то время как устройства конкурента почти всегда получали лучшее железо за свои деньги.

Поклонники оправдывали действия компании более качественной оптимизацией прошивки и более приятным внешним видом. Действительно, даже бюджетные смартфоны Meizu выглядят аккуратнее и престижнее аналогов от Xiaomi. Вот только в случае с российским рынком это точно не сыграло компании на руку. Доступные смартфоны Meizu внешне пытаются быть тем, чем они не являются, и это подражание выглядит нелепо.

Смартфон за 120$ не должен выглядеть так, будто он стоит 300$, особенно когда внутренности совсем не соответствуют внешним амбициям. Бюджетный смартфон должен выглядеть бюджетно, иначе мозг среднестатистического потребителя таких товаров начинает путаться.

Даже если бы в «Азбуке Вкуса» и «Магните» были совершенно одинаковые цены, то среднестатистическая бабушка без всяких размышлений завернула бы именно в «Магнит». Схожее правило работает и в смартфонной индустрии. Аккуратный и лаконичный дизайн смартфонов Meizu вместе с куда более красивой и изящной, чем MIUI, оболочкой FlyMe, оказываются просто неуместными в бюджетном сегменте, который является ключевым и для Xiaomi, и для Meizu.

А вот неказистая MIUI с кривыми шрифтами, неуклюжим центром уведомлений и отвратительными иконками, как и практичный, но при этом максимально непримечательный, а иногда даже пошлый дизайн корпусов, оказывается идеальным попаданием. Смартфоны Xiaomi не создают никаких иллюзий, и покупатель это ценит.

Совершенно уверен, что Meizu постепенно укатится в могилу. У компании нет совершенно ничего, что могло бы стать зацепкой в возвращении на рынок. Нет даже времени для поиска новых идей. Компания отстает в цикле производства уже сейчас, и китайские конкуренты будут только наращивать обороты. Шансов выжить – минимум: стратегия вторичности больше не работает.


У нас есть группа во «ВКонтакте», твиттер и фейсбук – подписывайтесь, чтобы точно ничего не пропустить.

Больше текстов, новостей и других полезных историй – в нашем Telegram-канале.