Николай Кубрак отрецензировал главные провалы самого резонансного шоу этого года.

5. Алексей Навальный

Мечта Юрия – сделать интервью с Владимиром Путиным, на которого у него особая фиксация. Но это из разряда невозможного. Сегодняшний Навальный – вполне сравнимая альтернатива Путину (не сочтите за лозунг). Дудь осуществил мечту и… обосрался.

Навальный давно превратился из блогера в политика, но основательно вооружился политической риторикой лишь в последний год. Тому, как грамотно он уходил от вопросов и путал Юрия, стоит поучиться любому члену Госдумы. Вдобавок ко всему Дудь откровенно слабо подготовился, поднимая темы, о которых Навального уже триста раз спрашивали.

Не то чтобы это плохой метод. Интервью Дудя смотрелось плохо на контрасте. Когда через пару недель Навальный пришел к Собчак и она с похожими, но по-другому заданными вопросами, заочно произвела полную деквалификацию Дудя как интервьюера.

Если Юрий спрашивал про харассмент в штабе, Николая Соболева и «Спартак», то Собчак – про неожиданное возвращение паспорта, национализм и отношения с представителями администрации.

У Дудя Навальный не рассказал ничего нового, всего лишь устроив взаимопиар. Собчак же практически уничтожила лидера оппозиции, ставя его в тупик конкретными вопросами о реформах, зачитыванием цифр в разговоре про экономику и цитированием высказываний героя в нужных местах. Капканы и наводящие вопросы сработали безотказно, тогда как у Дудя на всё интервью их была пара-тройка. Собчак заставила Навального путаться и оправдываться, Дудь – кричать очередные лозунги.

Разность в уровне интервьюеров можно ощутить, сравнив фрагменты, где речь идёт о визовом режиме со странами Средней Азии и отношениях с Чечнёй. Дудь задавал общие вопросы и активно насаждал свою позицию. Собчак же спрашивала через цитирование самого Навального и дальнейшими вопросами грамотно вела к мощной тираде о желании прекратить платить «дань» Чечне.

Безусловно, аудитории Дудя на тот момент достаточно было одной физиономии Навального для счастья. Но если говорить о качестве интервью и обнажении личности героя, то Юрию ужасно не повезло интервьюировать Алексея перед Собчак.

4. Илья Найшуллер

Самое слабое место Юрия – не очень высокий культурный уровень. Проблемы с образованием, вкусом и эрудицией особенно отчётливо вылезли на поверхность как раз при создании ютуб-канала.

Интервью с одним из талантливейших режиссёров современной России – первый сигнал о том, что у Юрия с такими разговорами всё очень плохо. Та ситуация, когда Найшуллера слушаешь с упоением, но интервьюер жутко мешает.

Опять же, безобразная подготовка.

Дудь:

а) ничерта не разбирается ни в кино, ни в музыке и даже не стесняется это показывать;

б) совершенно не знаком с реалиями современного кинобизнеса;

в) не знает ключевых фактов о человеке, у которого берёт интервью.

Несколько примеров из десятка тех, о которые спотыкался более-менее заинтересованный искусством зритель.

Дудь не понял клип «Кольщик» из-за реверсивной хроники событий – уже говорит о нём немало, как о воспринимающем культуру субъекте. Предположение о любви Найшуллера к экранной жестокости из-за травмы или сублимации – неграмотное и довольно обидное. Дилетантские рассуждения об «Оскаре» и «Операция «Арго» – худший пример политизированности.

Одинаковый Райан Гослинг – глупый стереотип об актёре, с жанровым разнообразием которого не сравнится никто из его поколения. «Русское кино – говно?» – общение уровня посиделок в падике. О чём речь, если в одной из перебивок Юрий взял рисунки Бэтмена и штурмовика, спросив «кто круче?».

Ладно, даже такое спортивному журналисту можно простить. Но лень при подготовке – никак. Дудь намекал на однообразность творчества Найшуллера, но хватит даже пяти минут на ютубе, чтобы даже по его ранним клипам оценить творческое разнообразие. А искреннее удивление «ого, ты любишь панкуху!» в интервью с лидером довольно успешной инди-панк группы – это финиш.

Интервью с Найшуллером не назовёшь полным провалом. Но и Дудя не оправдаешь тактикой изображения дурачка – уж слишком явные ошибки по банальному незнанию. Линия слабых интервью с деятелями искусства (режиссёрами, актёрами, музыкантами) растянулась на весь год. К концу года это даже заставило Юрия исправиться и избрать новую тактику.

3. Ксения Собчак

Почти та же история, что и с Навальным. С одной лишь поправкой – в какой-то момент интервью скатилось в кухонный холивар. Фраза «Юра, ты сексист» настолько быстро стала мемом, что даже спровоцировала на творчество команду Ивана Урганта.

Скатившись во взаимные обвинения и обоюдные косяки при подготовке, потенциально главный выпуск года превратился в локальный «Пусть говорят!». О Собчак мы не узнали ровным счётом ничего нового – даже на федеральном ТВ она затем выглядела интереснее. Юрий навсегда запомнит свой первый раз с женщиной, как неудачу.

2. Feduk

Неприкрытое желание сесть в последний вагон хайптрейна. Причём от этого поезда попахивает даже не «розовым вином», а дешёвой косметикой и менструальными выделениями. Одна из самых задолбавших и бесталанных песен года – единственный повод для разговора с Feduk’ом, что ярко проиллюстрировал Юрий, уделив этому больше половины интервью. «На минималках – петух, на максималках – Feduk» – топовый панч Электромыши, который лучше всего расскажет о госте выпуска.

Полная пустота и плоскость ума исполнителя – разговор отдельный. И не очень важный по сравнению с моментом, за который лично я Дудя никогда не прощу. Он не спросил Feduk’а про лучший батл в истории вселенной – против Yung Trappa. На этот выпуск хочется ответить Юрию только одно: «Пошёл ты на*** со своим футболом».

1. Гнойный

Второй по популярности выпуск на канале (7,7 миллиона) – клеймо на журналисткой карьере Дудя. Кто-то называет это интервью лучшим, кто-то худшим: оно разделило аудиторию, как хорошее искусство. Но проблема тут лишь в самой аудитории, потому что это и не интервью вовсе, а изнасилование журналиста, в процессе которого он периодически был без сознания.

Брать интервью у Гнойного – идея идиотская по своей сути. Любому, кто хоть как-то знаком с его творчеством и личностью, очевидно, что Слава – трикстер (новый термин в словаре Юрия – хотя бы это уже делает выпуск худшим). Для него всё – игра. Попытка задеть за живое всегда обернётся тонким издевательством и уходом в дебри.

Ни разу (за исключением совсем уж коротких и не очень важных моментов) за всё интервью Гнойный не был серьёзен. Юра вёлся на всё: от рассказов про любовь к чаю до якобы эксклюзивного подарка в виде дешёвого виски с приклеенным наскоро стикером. Гнойный отрывался по полной, при этом стараясь даже меньше, чем в эфирах перископа.

Но самое важное – перебивки.

«Коренастый киргиз и весёлые наркоманы разрывают ничего не подозревающего журналюгу, 18+» – наиболее подходящее название для выпуска.

Замай высказал всё, что накипело за полгода вещания Дудя у всех зрителей, которые слушают что-то кроме панк-рока и Jah Khalib. «Юра, ты попс», «у искусства есть порог вхождения», «мы делаем тему, которую ты не можешь разгадать» и финальное «мне кажется, ты мудак, Юра» – банда «Антихайпа» раскатала Дудя по фактам. В ответ он бросал стыдное: «если тебя нет в iTunes, ты не существуешь» и «Авангард» – это хоккейный клуб».

Гнойный и обсаженные мдмашками друзья обнажили образ Дудя, как никто и никогда не делал. Именно этим и занимаются истинные трикстеры, что Юрий, судя по всему, не осознал до сих пор.

Он набрал просмотров на хайповой теме, но упал в глазах многих зрителей. Хотя бы из-за той же подготовки: не знать почти ничего о батл-рэпе, послушать крохи из огромного творчества тысячеликого Славы и, в конце концов, даже не знать о смерти его отца и влиянии события на дальнейшую жизнь – пособие о том, что лениться при изучении гостя нельзя ни при каких обстоятельствах.


У нас есть группа во «ВКонтакте», твиттер и фейсбук – подписывайтесь, чтобы точно ничего не пропустить.

Больше текстов, новостей и других полезных историй – в нашем Telegram-канале.