В начале октября Эван Шпигель, глава корпорации Snap, отвечающей за разработку мессенджера Snapchat и очков Spectacles, заявил о скором редизайне приложения. По словам одного из самых молодых миллиардеров мира (Шпигель получил этот статус в 26 лет), Snapchat стал слишком запутанным и сложным в освоении.

Апдейт серьезно поменяет логику управления и облегчит новичкам знакомство. Пока что все выглядит настолько плохо, что для выступления перед инвесторами топ-менеджеры притащили нарисованные диаграммы.

Но, скорее всего, проблема не только в спорном дизайне — показатели роста компании замедляются, а стоимость акций падает.

Сразу после размещения ценных бумаг на IPO они торговались по $17, что в пересчете на личное состояние Эвана, у которого на руках 90 млн акций, составляло $6,4 млрд. Сейчас его резервы оскуднели и оцениваются примерно в $3,6 млрд. Понятно, что эфемерные миллиарды эксцентричного CEO — небольшая причина для беспокойства. Другое дело, что это может стать началом конца всей амбициозной соцсети.

Snapchat — без преувеличения уникальный проект. Дело не в хитовых масках или сверхъестественной популярности среди американских подростков. Компания успешно прошла турбулентный период, когда неудачное поглощение могло остановить дальнейшую экспансию. В 2013 году в офис Шпигеля позвонил Марк Цукерберг и предложил за Snapchat $3 млрд. Предприниматель отказался от оффера. Звучит обыденно, но стоит навести немного резкости на жизнь Шпигеля.

Вплоть до 2014 года он жил в отцовском доме, потому что не хотел слишком уж тратиться на съем жилья рядом с работой (офис компании находится на набережной Венис в Лос-Анджелесе). Свой первый дом он купил за $3,3 млн в Брентвуде, уютном пригороде мегаполиса. Первый дорогой автомобиль, красный Ferrari, Эван приобрел после привлечения инвестиций в середине 2015-го.

Эван Шпигель

Все это время в отношении Snapchat не приходилось говорить о каких-то проблемах. Компания была на слуху и будоражила всю индустрию. А еще, без сомнения, сильно мозолила глаза Марку Цукербергу — клон «снэпа» под названием Poke пришлось закрыть из-за смехотворно низкой популярности. Однако идея о том, что легче скопировать, чем изобретать самостоятельно, оставалась на вооружении. Она и спровоцировала черный день в истории Snapchat.

2 августа 2016 года Instagram запустил функцию Stories — возможность публиковать самоудаляющиеся вертикальные фото и видео, которые отображались в отдельном фиде. В отличие от аналогичных приблуд в Facebook и Messenger, успех оказался колоссальным. По состоянию на июнь 2017 года количество пользователей Instagram Stories на 80 млн обгоняло активную дневную аудиторию Snapchat.

Инфографика: Recode

Вряд ли разрыв удастся значительно уменьшить — Android-клиент Snapchat страдает от никудышней оптимизации, а количество iOS-юзеров за пределами Северной Америки не так велико. Отсюда и скромные результаты последнего финансового квартала: за три месяца мессенджер прибавил всего 4,5 млн новых пользователей.

Причем это не единственный провал за последнее время. Как упоминалось в самом начале, Шпигель — руководитель корпорации Snap. С недавних пор она занимается не только мессенджером, но и выпуском камер. Один из первых экспериментов на этом поле — умные очки Spectacles. На покупку стартапа, на базе которого создавался «веселый ответ Google Glass», в 2015 году ушло примерно $15 млн.

Продукт появился на рынке в 2016 году. Вскоре после релиза на улицах американских мегаполисов возникли вендинговые машины Snapbot, продающие нарядную оптику за $129. Очки умели записывать круглые 10-секундные ролики под углом 115° и синхронизировать их с телефоном.

Изначально все шло отлично. Вокруг первого нью-йоркского Snapbot в день начала продаж выстроилась четырехчасовая очередь, прямиком до ближайшего спуска в подземку. Шум в медиа тоже был на зависть другим продуктовым релизам — об очках писали ведущие технологические и лайфстайл-издания.

Однако для стабильного успеха нужен не только хайп. К ноябрю этого года оказалось, что из-за слабых продаж и огромных складских простоев убытки Snap от Spectacles достигли $40 млн.

Сумма не такая уж большая — в конце концов, компания еще в 2013 году умудрилась проиграть в судебном иске более $150 млн за нелегальное размытие доли одного из фаундеров (парню компенсировали ущерб и отправили домой).

Но репутационные потери от провала Spectacles всё равно велики — вместо рассказов об очередных успехах Snapchat медиа заговорили о проблемах соцсети.

Например, журнал The Atlantic предложил Snap безвозмездно подарить завалявшиеся очки. Amazon в свое время раздал 1 000 смартфонов Fire Phones (помните такие?) медицинским работникам, которые локализировали вспышки заболеваний вирусом Эбола. Другое дело, что оправа с камерой не столь полезна, поэтому о благородных акциях можно забыть. Если логисты не придумают какой-то гениальный ход, придется вызывать ликвидаторов.

Еще одно важное уточнение насчет Snapchat: компания по-прежнему не прибыльна. Шпигель и сотрудники сидят на деньгах инвесторов. Обычно их приток обеспечивают или стабильный рост оборотов и выручки, или активный набор пользователей.

К примеру, глава Amazon — самый богатый человек в мире, хотя его компания не приносит и цента чистой прибыли. Насчет Snapchat финансовый оптимизм понемногу иссякает: прирост по несколько миллионов юзеров не внушает никому доверия.

Инфографика: TechCrunch

Правда, недавно 12% долю в Snap купила китайская Tencent и теперь, вроде бы, собирается начать игровую экспансию внутри мессенджера. Но если и этот спасательный круг не сработает — считайте, что Snap можно скидывать в одну могилу с медленно дряхлеющим Twitter.

На развивающихся рынках у мессенджера все плохо: для оптимального использования нужен очень быстрый интернет и безлимитный трафик. Потенциальное пространство для роста (то есть взрослая аудитория за 30) по-прежнему составляет минимальную долю в общей статистике.

Прежнее новаторство сменилось отставанием: у Snapchat проблемы даже с введением алгоритмической ленты, интеграцию которой успешно провели все ведущие соцсети.

Раньше среди хипстерской тусовки было модно стыдить тех, кто еще на зарегистрировался в Snapchat. Но скоро этим снобам, кажется, останется только вариться в загибающемся приложении.