По данным подписочного сервиса Scribd, книга блогера Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» стала самым популярным электронным изданием в США — автор выбил первую строчку в рейтингах семи американских штатов.

Позади остались мемуары Хиллари Клинтон, фантастическая эпопея «Первому игроку приготовиться» и произведения Стивена Кинга, продажи которых подогрели экранизации. Данных о популярности Мэнсона в России не так много, но на Bookmate у «Тонкого искусства пофигизма» 23,5 тыс читателей — столько же, как у политического бестселлера Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать», и вчетверо больше, чем у «Имени розы» Умберто Эко.

Иными словами, книга пошумела и получила виральную популярность: расходится на цитаты, повышает посещаемость блога Мэнсона (сейчас — около 2 млн читателей в месяц), и вроде бы меняет жизнь людей к лучшему.

Все это здорово за вычетом одного момента. «Тонкое искусство пофигизма» — занятное, но страшно переоцененное чтиво.

Первое, что я постараюсь уяснить — это не попытка загадить произведение ради кликов или самоутверждения.

Если миллионы людей нашли мысли Мэнсона полезными, так тому и быть. Попадание в список бестселлеров The New York Times на пустом месте не случается. Но любую идею рано или поздно дискредитирует искаженное понимание и воплощение, а в случае с «Тонким искусством пофигизма» это происходит мгновенно и почти повально.

Подобно всем книгам в жанре «мотивация и саморазвитие», работа Мэнсона обращается к основополагающим истинам, придавая им новое оформление. Блогер предлагает пересмотреть свои взгляды на мир, четко расчертив между собой важные элементы: отделить вину и ответственность, обосновать понятия счастья и страдания.

В его изложении жизнь неизбежно сопряжена с трудностями и тревогами, однако если изменить к ним отношение, можно… Нет, не добиться многого и преуспеть.

«Революционный подход» Марка основывается на заявлении — даже если ничего (в глобальном масштабе) и не добиться, страшного тут мало. Просто культурный фон изобилует гиперболизированными историями про успех и небывалые достижения — вот мы и наживаем неврозов из-за выдуманной ущербности. Добиться гармоничного отношения к окружающим неприятностям гораздо важнее, чем изъесть голову упреками.

Марк Мэнсон

Если сократить первую треть книги, можно вывести простую максиму — не рефлексируйте. Людям дана удивительная способность мыслить абстрактно: воображать себя в гипотетических ситуациях, перебрасывать варианты событий. Она же и губит наше здоровое самоощущение: велик соблазн обвесить каждую неудачу и победу ментальными искажениями. Но можно ведь на все плюнуть! Мэнсон уверен, что подобная тактика станет настоящим спасением. Бросил тошную офисную канитель ради написания гениального киносценария, а рукопись не приняли в работу? Ну и делов-то.

Еще один важный для Мэнсона пункт — борьба с чрезмерным индивидуализмом. Конечно, автор признает за каждым уникальные личностные характеристики. Но большинство непростых проблем и ситуаций — сущая банальщина. Любовные дилеммы и карьерные развилки случались у сотен тысяч людей. Поэтому стоит завязать с драматическими вздохами и подойти к вопросу рассудительно.

Проблемы будут всегда, достаточно убедиться, что их решение доставляет вам удовольствие. Здесь якобы собака и зарыта — притормозите бытовую драматургию, трезво окиньте взглядом положение и принимайтесь за какую-то работу. Причем «какую-то» употреблено не из-за скупости словарного запаса — тут действительно нет точного прилагательного. Решения и вдохновения приходят по мере действий, уверен Мэнсон, поэтому лучше уж начать минимальную возню, чем дожидаться великого озарения и последующих за ним результатов.

В финале «Тонкое искусство пофигизма» обращается к теме смертности. Поначалу, чтобы развеять нигилизм, причем самым наглым способом. Известная жалоба звучит так: без толку чем-то заниматься, сдохнем же все.

Мэнсон опрокидывает фразу вверх тормашками: раз сдохнем, так почему бы и не заняться чем-то? Что вообще держит на нелюбимой работе, если потом все равно кормить червей?

Затем блогер использует неизбежный финал человеческой жизни для вдохновляющего окончания. Пересказывать его нет смысла: там фигурируют буддизм, мыс Доброй Надежды и смерть лучшего друга.

Так что же не так с «Тонким искусством пофигизма»? Да просто этой книге достаточно было оставаться статьей в блоге Мэнсона — в расширенном масштабе тезисы путаются и не складываются в цельную картину.

Не беспокойся о проблемах, но осознавай ответственность; опомнись насчет индивидуальности, но обласкай себя величием перед лицом смерти; откажись от точно составленного «я», но сохрани способность задавать критичные вопросы.

Вроде бы автор претендует на формулировку отдельной жизненной философии — но в итоге сливает все пространными размышлениями о смысле существования. Это не вызывает злобы: видно, что Мэнсону хочется поделиться важными и личными умозаключениями. Но тексту явно не хватает когезии, то есть структурной связности.

Поэтому лучше прочесть первую треть, хорошенько подумать, а затем воспринимать всё остальное в качестве приятного довеска. Ведь действительно – не стоит гиперболизировать неудачи и талдычить в зеркало о собственной исключительности. К черту наивное самовнушение! Но и голову на плечах нужно иметь.

А главный вопрос, польза которого многократно превышает любое развивающее чтиво: зачем мы вообще читаем книги о мотивации?

Как только разберетесь, никаким искусством пофигизма вас удивить не получится.