Пора уже признаться. Хоть раз в жизни вы добавляли в список целей на год безумный книжный пункт.

Главный вопрос: сколько? Сколько книжек вы обязались прочитать за ближайшие 365 непредсказуемых дней? Я заявлял разные числа — доходило до 150.

В любом случае это история без хеппи-энда: к лету закрадывается смутное ощущение, что отстаешь от графика, а к началу зимы — стойкое осознание собственной ничтожности перед величием книжной мудрости.

Дела так не делаются, а книжки остаются непрочитанными. И в момент оплакивания наивных амбиций в голову закрадывается коварный лайфхак.  Это паразитическая мысль, от нее практически невозможно отделаться.

Вы вспоминаете, что существуют аудиокниги — и сразу прокручиваете в голове обрывки текстов, в которых авторы на голубом глазу рассказывали, как проглотили пару сотен книжек за год просто заменив привычный плейлист аудиокнигой. С этого момента остается только вести обратный отсчет до того, как на смартфоне появится первое озвученное издание. Клац, ловушка сработала.

Поначалу все может идти хорошо, особенно если по случайности попадется раскрученный автор, чье издательство способно вложиться в элементарный саунд-дизайн и нормальное продюсирование материала. Однако медовый месяц быстро заканчивается — и на поверхности оказываются жестокие истины этого странного мира, находящего на перекрестке музыки и литературы.

Чтобы приступить к критике, нужно заявить несколько очевидных истин.

Аудиоформаты живы и активно развиваются. Подкасты и радиошоу появляются у каждого крупного медиа. На Западе рынок бурлит и все, что сдерживает его рост: проблемы с монетизацией. Большинство подкастов распространяются бесплатно, конкурируя между собой за зрительское внимание. До нас тренд в полной мере не дошел, но подъем интереса очевиден.

Короче говоря, для аудиокниг все выглядит идеально — монетизируются они банальной продажей, а люди уже готовы слушать в наушниках не только «Грибы», но и свежий нон-фикшн. Готовы, но при нынешних раскладах никогда не станут. Продюсирование большинства аудиокниг находится на таком печальном уровне, что это даже удивительно. Среднестатистическую художественную книгу легче использовать в качестве снотворного, чем реально слушать.

Один монотонный голос, запись на микрофон средней паршивости и никаких звуковых эффектов — таким спартанским набором встречают желающих быстренько «догнать» свой годовой список чтения.

Герой идет по огромной пещере? Никакого гулкого эхо. Шагает сквозь зимнюю бурю? К черту, продолжим рассказывать с интонацией умирающего диктора. И запихнем подальше разнообразных персонажей, потому что наняли только одного человека.

Это нон-фикшн про космос? Обойдемся без саундтрека в духе «Интерстелла», все будет звучать так же плоско, как оглашение приговора.

Величайший русскоязычный аудиоспектакль «Френки-шоу», в котором под маской психопата виртуозил Вадим Демчог, всегда начинался с пронзительного крика SHOOOOWTIME. И это был гениальный по смыслу панчлайн: нужно вмазать в уши аудитории побольше шоу. Но издательства все еще не догадались об этой истине и клепают под копирку безвкусные чтения вслух. Исключения вроде романа Джорджа Сандерса «Lincoln in the Bardo», озвученного 166 исполнителями, все еще слишком редки.

Поэтому к черту аудиокниги. Пока они теряют возможность обогатить литературу, бесплатные подкасты всё прибавляют в качестве. Лучше вычеркните из списка целей пару десятков книжек, чем пытайтесь их прослушать — безвкусные поделки не должны становиться нормой.

Кроме того, их нужно прокачать по части удобства. Любая платформа, которая продает аудиокниги, должна отстегивать их в комплекте с обычным электронным изданием и внедрить синхронизацию прогресса. Послушал, открыл в приложении обычный текст и продолжаешь с сохраненного места — а затем снова возвращаешься к истории с наушниками в ушах. Сейчас такая функциональность есть только у сервиса Whispersync от Amazon, однако синхронизацию поддерживают лишь избранные произведения. Да и на последних моделях читалок Kindle технология не работает.

Фактически, актуальные недостатки аудиокниг — проблемы издательств, которые работают над ними. Это неповоротливые структуры, которые не успевают адаптироваться к современным реалиям. Сегодня они должны быть технологическими компаниями, звукозаписывающими лейблами и мощными онлайн-ритейлерами.

Совокупная неспособность соответствовать этим амплуа — причина плохого качества аудиокниг. Если добавить, что количество озвученных произведений тоже смехотворно малое, комбинация и вовсе похоронная. Конечно. поставить работу на поток и поддерживать качество — та еще задача. Но кто обещал, что будет просто?

То, что индустрия со скоростью улитки перерабатывает литературные блокбастеры в елейную скукоту — признак недальновидности. Только когда у аудиокниг появятся собственные композиторы, тщательно подобранный каст и должное технологическое обеспечение, об их успехе можно будет заговорить снова.