Телевизионный критик Данил Тармасинов – о главных любимчиках русского ТВ.

В понедельник стартуют съемки главного развлекательного шоу России – «Голос». Источники пишут, что на «Мосфильм» уже привезли красные кресла с табличками «Билан», «Пелагея», «Градский», «Агутин» на спинках. Это косвенно подтверждает и инстаграм проекта – сидения ждут наставников как минимум с пятницы.

Пока это решение вписывается в новую мантру Первого канала и Константина Эрнста. Денег всё меньше, «Россия 1» давит настолько, что опережает по рейтингам и хантит Андрея Малахова, поэтому время для экспериментов прошло. Больше рэперов в красные кресла не пустят – только золотой состав. В этом году сходится всё – никакой беременности у Пелагеи и подозрительное отсутствие концертов именно в даты съемок «Голоса». Посмотрите, например, на календарь занятости Билана – пустота всю эфирную неделю и гастроли следующие четыре дня. А еще загляните в афишу Григория Лепса – во время слепых прослушиваний он будет петь в Геленджике и Сочи.

Но главное – желание Первого. Прошлый сезон стал периодом отката к заводским настройкам, в эфир вернулись несколько старых проектов – позорный «Вокруг смеха» и нестыдный «Прожекторперисхилтон», неудачный кулинарный формат с Ларисой Гузеевой и новое интервью-шоу Юрия Николаева. Эрнст в прошлом и этом году не открывает новые имена, а максимально использует старые, которые гарантированно соберут нужную долю. Это бизнес, так тут и живут.

Проблема еще и в том, что «Голос» потерял ту химию в жюри, которая была первые три сезона. В 2012-м он стал действительно прорывным из-за незамыленных эмоций наставников, они были искренними и зажигательными одновременно. Это вызвало иллюзию, что в таком формате на место Пелагеи можно посадить любую красивую девушку – от Кейт Аптон до Ингрид Олеринской. Но нет, оказалось, что нужен определенный склад характера, который не нашли ни в Басте, ни в Гагариной, ни в Лепсе.

«Голос» держит высокие доли из-за привыкания зрителя к проекту, из-за действительно клевой фишки со слепыми прослушиваниями, которая не приелась, из-за феномена боления за определенных артистов, как за спортивные команды, чего не возникает с другими передачами.

Кроме того, у «Голоса» банально нет конкурентов. Когда на русском ТВ резко пошла мода на вокальные шоу, ни один из больших каналов не предложил ничего такого же прорывного. «Россия 1», например, похоронила два гранд-формата именно из-за того, что бросила их в эфир одновременно с «Голосом». Конечно, публика выбрала привычные вращающиеся кресла – это четко видно по доле телесмотрения.

Отчасти возвращение Билана, Градского, Агутина и Пелагеи – это плохо, потому что аудитория, так или иначе, считывает, как будет вести себя наставник, кто из вокалистов ему понравится, на какие песни он среагирует. Зрителю всегда нужны новые эмоции – поэтому они подсели на «Голос» пять лет назад.

Ни в одной стране не возвращали какой-то классический состав жюри, везде было какое-то движение и поиск новых лиц, новых идей, новых музыкальных течений и стилей. Максимум оставляли одного-двух ветеранов, подсаживали свежих людей и окунали их в маринад правильного поведения.

Интриг у нового сезона не так много: сделают ли новую студию (сравните павильон в американской версии – просто космос), изменят ли формат, увеличат ли число прямых эфиров. Жаль, что зрителя это волнует не так сильно. Главное, что Димочка с Полечкой будут жать на красные кнопки на соседних креслах.


У нас есть группа во «ВКонтакте», твиттер и фейсбук – подписывайтесь, чтобы точно ничего не пропустить.

Больше текстов, новостей и других полезных историй – в нашем Telegram-канале.