Денис Пешехонов объяснил, чем DJI Phantom 4 лучше DJI Mavic Pro.

В 2010 году Павел Дуров выложил у себя видеозапись, на которой он в окружении коллег запускает летающую игрушку с четырьмя пропеллерами. Слова «квадрокоптер» тогда в обиходе не было, а слово «дрон» ассоциировалось с чем-то из компьютерных игр.

Я сразу же пошел на eBay и заказал себе дорогой по тем временам Parrot AR.Drone.

Игрушка пришла через месяц и поразила своей технологичностью, хотя сегодня ее характеристики смешны: камера 640х480 пикселей, управление с телефона, дальность меньше 100 метров, стабилизация только по высоте. Коптер – хотя тогда его так не называли – явно предназначался для помещений и небольших защищенных от ветра уличных пространств.

AR.Drone подарил мне пару лет счастья, ведь иметь в детстве что-то летающее хотел, пожалуй, каждый из нас.

Однако игрушка все-таки быстро израсходовала потенциал и продержалась у меня только по той причине, что я по-программистски изучал ее начинку и искал альтернативные способы управления. В какой-то момент интерес был удовлетворен, а рынок еще не предлагал ничего принципиально нового, так что я отложил вопрос по квадрокоптерам до лучших времен.

***

Мир любительских дронов разделен на два основных направления.

Первое направление – гоночное: пилоты получают удовольствие от самого факта управления машиной – с этой целью мы все в детстве запускали радиоуправляемые игрушки.

Второе направление – творческое: люди стараются сделать с высоты красивые кадры и заглянуть в труднодоступные места.

***

В гоночном направлении в дронах установлена камера, которая строго привязана к корпусу и всегда направлена вперед-вниз, а изображение чаще всего передается на специальные First-Person-View очки на голове пилота. Видео здесь не для того, чтобы развлекать друзей в социальных сетях, а с целью обратной связи.

Управление таким коптером сложное и требует сначала тренировок в симуляторе – на серьезных моделях часто отключают стабилизацию по высоте, что дает большую гибкость, но вынуждает вручную контролировать обороты винтов. Люди в режиме FPV учатся исполнять трюки и филигранно влетать в узкие проемы на больших скоростях. Отсюда же начались и соревнования по дрон-рейсингу, с каждым годом привлекающие все больше внимания.

***

В съемочном направлении долго было затишье. Только профессионалам, зарабатывающим на этом деньги, были доступны дорогие мультироторные аппараты. Новый виток задала китайская компания DJI, которая на сегодняшний день считается чем-то вроде Apple в мире дронов. Пожалуй, настоящим прорывом стал выпущенный в 2014 году DJI Phantom 2 Vision Plus, где появился фирменный подвес-стабилизатор, способный компенсировать углы наклона и тряску, из-за чего картинка на камере оставалась ровной и плавной.

Потенциальная аудитория у этого направления гораздо шире, поэтому параллельно аппараты обзаводились начинкой, упрощающей управление до предела. Так, встроенный модуль GPS и электронный компас позволяют дронам сопротивляться ветру, а заодно реализовывать критически важную для простых потребителей функцию – способность автоматически возвращаться в точку взлета при разряде батарей или потере связи с пультом. Справиться с таким устройством может даже ребенок из начальной школы.

Я сам, к сожалению, второе поколение DJI пропустил, но вернулся к дронам в конце 2016-го, когда заказал себе DJI Phantom 3 Standard. Это был самый бюджетный на то время аппарат от DJI, и брал я его чисто ради теста, думая о том, что если дрон понравится и зацепит, поменяю его на модель подороже.

Квадрокоптер обошелся мне примерно в $450 по новогодней скидке. То, что бюджетно у DJI, на фоне остального рынка значительно выше среднего, причем как по цене, так и по качеству. Например, самый дешевый на сегодняшний день квадрокоптер со стабилизатором и нормальной камерой – UpAir One – стоит $320. Дешевле купить готовый аппарат с достойной стабилизацией просто невозможно.

Решение же от DJI, помимо качества съемки, отличается развитой экосистемой (да, прямо как у Apple). Фирменное приложение содержит несколько интересных режимов: можно заставить дрон автоматически летать вокруг заданной точки или следовать за передвигающимся пилотом. А у сторонних разработчиков есть софт, позволяющий загрузить программу автоматического полета по точкам, в каждой из которых будет возможность задать высоту, скорость, направление движения и направление взгляда камеры. Причем делается это без каких-либо навыков, просто нажатиями на карту и выбором нужных переключателей в меню.

Standard был всем хорош, за свои деньги это превосходная машина, но мне быстро стало не хватать длины «поводка»: дальность работы в поле не превосходила километр, а в городе из-за большого количества препятствий и магнитных полей упиралась в 200-300 метров. Я даже купил специальные антенны-усилители, которые удвоили радиус, но мне все равно было мало. Так что я продал Phantom 3 Standard и уже весной заказал себе Phantom 4, хотя к этому моменту фирма выпустила культовый DJI Mavic Pro.

Несколько лет назад была такая шутка: «Владелец Android-телефона тратит в среднем до получаса в день, объясняя, почему он не купил iPhone». Так вот, владелец современного дорогого квадрокоптера тратит столько же времени на объяснения, почему не Mavic.

Mavic решил единственную оставшуюся проблему потребительских коптеров с хорошей камерой – большой размер и вес. Компания продала душу дьяволу и вместила в компактный складной корпус то, что раньше занимало небольшой чемодан. На сегодня Mavic – самый ультимативный и бескомпромиссный выбор в качестве единственного дрона для съемки.

***

Но я взял Phantom 4. Во-первых, поймал его по большой скидке на распродаже от DJI в честь выпуска Phantom 4 Advanced. Во-вторых, мне очень нравится ритуал подготовки к съемкам и специального выезда на место. Как у профессиональных рыбаков, которые не используют складные карманные удочки, а возят с собой целый сундук разных снастей.

Еще для Phantom 3 я заказал в Китае большой рюкзак со сменными перегородками, что позволяло удобно укладывать коптер и сопутствующее оборудование.

Дело в том, что я почти никогда не оказываюсь случайно в месте, которое хочу запечатлеть. Снимать город мне надоело достаточно быстро, потому что его текстура однообразна, а соцсети переполнены снимками Петербурга с высоты птичьего полета.

В большинстве случаев я выбираю место и готовлю поездку специально для запуска дрона. Я заряжаю оба аккумулятора, очищаю карту памяти, проверяю, все ли взял, и выдвигаюсь.

Да, на деле вы очень быстро поймете, что одного аккумулятора крайне мало. Ехать или идти с большим рюкзаком до места ради 25 минут полета не очень разумно, а вот ради 50 минут – совсем другое дело.

На месте я кладу рюкзак, достаю коптер и отсоединяю фиксатор камеры. Затем из фирменного мешочка DJI вытаскиваю винты и прикрепляю их к двигателям согласно маркировке. Вставляю батарею, включаю дрон на прогрев и поиск спутников. Достаю пульт, соединяю с телефоном, запускаю приложение, устанавливаю контакт. Весь процесс, если не торопиться, занимает 5-10 минут, и вот я уже в воздухе.

В Питере пока что самая крутая моя экспедиция была на Форт Риф рядом с Кронштадтом, но съемку оттуда я еще не выкладывал, поскольку не было времени смонтировать. Эксклюзивно для «Палача» покажу фотографию.

В каждом месте стараюсь сделать хотя бы один снимок строго сверху, чтобы земля была параллельна плоскости экрана. Нередко получаются очень интересные и необычные кадры. Потолок у всех Фантомов 500 метров, этого более чем достаточно для любого бытового использования, но выше облаков уже не подняться (по крайней мере, я не был никогда в условиях, где это возможно).

Радиус у моей «четверки» 5 км, это в открытом поле. В городе непредсказуемо из-за помех и металла – иногда связь пропадает на 300 метрах, а иногда держит больше километра.

Фактически, вы даже в идеальных условиях можете пролететь не дальше, чем дрон преодолевает за половину времени работы батареи, чтобы вернуться обратно. В автоматическом режиме максимальная скорость 35-40 км/ч, в ручном – чуть повыше. Легко хватает, чтобы догнать круизный лайнер или речной трамвайчик на Неве, но мало, чтобы угнаться за автомобилем или мотоциклом.

***

Коптер от DJI очень умен, во многом за счет этого они завоевали рынок. Недавно я пытался заставить Фантом лететь за мной на мотоцикле. В процессе батарея критически села, он приземлился посреди поля с высокой травой и выключился. Я обнаружил это через километр. В обычных условиях никогда не смог бы найти дрон, но, к счастью, он передает в приложение и запоминает свои последние координаты перед выключением. В «четверке» дополнительно есть еще датчики дистанции до препятствия, поэтому врезаться на нем во что-то можно только в очень специфических условиях.

Запуск коптера привлекает внимание. Люди подходят, просят разрешения посмотреть в дисплей. Часто спрашивают о цене и о характеристиках. Недавно снимал в Ленобласти, так там некоторые вообще не знали, что такое квадрокоптер, и никогда ничего о таких вещах не слышали. Оно и понятно, деревня.

На лето у меня были большие планы, я даже создал себе карту мест, которые хочу поснимать. Но вот уже скоро конец июля, а лето не спешит начинаться. Пока сильно отстаю от планов, а из-за работы еще и нет времени монтировать готовое. У меня свободный график, но объем задач сейчас большой.

***

Вывод: если вы хотите приобщиться к миру коптеров, то сначала вам нужно решить, чего именно вы хотите – летать или снимать? Будете ли вы получать удовольствие от управления или хотите сочные кадры для выкладывания в соцсети?

В первом случае рекомендую присмотреться к готовым комплектам (kit) для самостоятельной сборки. Как правило, для такого комплекта нужно отдельно докупать пульт управления и аккумуляторы, суммарная стоимость за что-то вменяемое начинается от $200. В сети полно инструкций, в том числе подробных видеороликов о том, как его собрать и настроить. Плюсы такого решения – дрон нестрашно разбить, поскольку любой компонент быстро докупается и заменяется. А разбивать бы будете, поскольку FPV требует некоторого обучения и экспериментов. Собираюсь сам вплотную заняться этой областью ближе к следующей весне.

На дроне же для съемок не получится гонять, к тому же он довольно быстро перестает быть виден глазами с земли. Экспириенс абсолютно не такой, как на дроне для гонок. При наличии финансов ваш выбор – DJI Mavic Pro. Он обойдется в $1000 и более. А самый оптимальный по соотношению цена/качество – DJI Phantom 3 Professional. Его можно взять на Ebay с небольшим пробегом. Такие устройства сейчас стоят в районе $600-700, и содержат полный набор всего, чего вы ждете от коптера с камерой.

При очень ограниченном бюджете надо заказывать Phantom 3 Standard ($400-500) или упомянутый UpAir One ($320). Дешевле уже качество скачкообразно падает до неприемлемого: в таком случае разумнее купить очень простой коптер за $50-75 для тренировок и поиграться, потому что снимать вы одинаково не сможете что с дрона за $50, что с дрона за $200. То же самое касается FPV: за $150 и ниже хороший FPV-снаряд «на вырост» не взять, а для пробы подойдет и за $50.

P.S. И еще пара слов по новым законам. Если введут понятную процедуру регистрации дрона, то я зарегистрирую свой DJI. Я считаю, что идейно инициатива правильная, но наше правительство как обычно неспособно нормально организовать процесс.

Страница Дениса Пешехонова, где он проводит крутейшие опросы


У нас есть группа во «ВКонтакте», твиттер и фейсбук – подписывайтесь, чтобы точно ничего не пропустить.

Больше текстов, новостей и других полезных историй – в нашем Telegram-канале.