В 2014 Даниил Квят попал в самую престижную гоночную серию планеты. Для 19-летнего ушлепка – то еще достижение.

Он был не первым русским пилотом, но если Петрову место просто купили, то Квят свое место все же заслужил. Он был участником программы для молодых пилотов Red Bull и хорошо показывал себя в младших гоночных соревнованиях. Сначала победил в Formula Renault (пусть и не с первого раза), а после перевода в GP3 закрепил авторитет первым местом и там.

Так совпало, что пик ранних результатов Квята пришелся на вакантное место в линейке пилотов Red Bull в «Формуле-1» (у них там две команды – основная и Toro Rosso).

Раньше Даниил выступал заметно хуже сверстников-конкурентов Карлоса Сайнца и Стоффеля Вандорна, но на момент открытия вакансии действительно выглядел лучшей кандидатурой.

Так он стал пилотом «Формулы-1». Там конкуренция уже совершенно другого уровня, поэтому в первом же сезоне Даниил выглядел максимально серо. Уступив по очкам напарнику по команде Жану-Эрику Верню, Даниил игнорировал вопросы журналистов о том, почему первый сезон настолько не задался. В 2014-м Квят набрал всего 8 очков, а Вернь на той же машине взял 22.

Тут в жизни Даниила началось какое-то невероятное везение: Феттелль устроил заговор и покинул Red Bull, а на освободившееся место подписали именно Квята, а не Верня.

Причины неизвестны, но, скорее всего, тут уже сыграла роль политика. В этот период в «Формуле» появилась трасса в Сочи, а Берни Экклстоун провел встречи с Путиным и публично похвалил Квята, назвав его перспективным молодым пилотом. Кстати, несчастный Вернь в том же сезоне вообще покинул «Формулу-1» – такое решение на его месте принять адски тяжело.

Зато космически везучий второсортный (по меркам формулы) пилот Квят получил место первого пилота в одной из лучших команд «Формулы». В сезоне 2015 года у Red Bull случились достаточно сильные проблемы с мотором, из-за чего высоких результатов не было. За весь сезон Даниил попал на подиум всего раз. Второе место в Венгрии – его лучший результат в карьере.

Однако из-за того, что мотивированный Даниил обогнал по очкам своего напарника Рикьярдо (у него неудачно сгорел двигатель), в медиа заговорили о Квяте как о подающем надежды. Якобы в следующем сезоне, да еще и на мощной машине, Квят вполне может превратиться в фаворита.

***

То межсезонье стало критическим для карьеры Квята. Положительная характеристика в медиа подкинула его самооценку до каких-то невероятных высот. В сезоне-2016 Квят с самого начала включил режим максимального дауна.

Даунил в каждом интервью хамил журналистам, а в каждой гонке водил предельно опасно. О том что произошло дальше, Даниил вполне может написать книгу «Как просрать всё». Например, на гран-при Китая Квят опасным маневром выдавил с трассы Феттеля, который из-за этого въехал в Кими Райконена. В результате Даниил получил хороший старт и прибыл третьим. Наказания не последовало, но после гонки Квят ответил на обвинения со стороны Феттеля безумной фразой: «Я на подиуме, значит, все сделал правильно».

В этот момент окончательно стало ясно: Даниил считает себя вторым Шумахером, не меньше. В следующей гонке он мстил Феттелю за обвинения и дважды врезался в него на старте гран-при. Можно было бы поверить в случайное столкновение, если бы контакт был один, или если бы Квят столкнулся с кем-то другим, но так как это был именно Феттель, и именно на следующей гонке, то на инцидент обратило внимание руководство команды.

Квята моментально вернули обратно в слабую Toro Rosso, а вместо него поставили крайне перспективного Макса Ферстаппена, который выиграл первую же свою гонку. У Квята всё печально: третье место в Китае станет для него последним подиумом в карьере.

Оставшуюся часть сезона-2016 Квят провел отвратительно, особенно на фоне стабильно выступающего Сайнца, который был его соперником еще с детства (они примерно одного возраста).

С каждой гонкой Квят выступал все хуже и хуже. Лишь трижды он обошел напарника в квалификации, а по результатам сезона вообще проиграл ему по очкам, при том что начало сезона Даниил провел в основном составе Red Bull, где даже попал на подиум.

В каждом интервью Даня повторяет одно и то же: то виновата машина, то самочувствие, то стратегия команды по шинам. За все время в «Формуле-1» он ни разу не взял на себя вину хоть за что-то. Даже за инцидент в Сочи.

***

Скорее всего, мы видим Квята в «Формуле» последний год. Если до конца сезона он не улучшит результаты, команда будет вынуждена с ним распрощаться.

Проблема тут не только в результатах, но и в поведении.

За 7 гонок Квят набрал лишь 4 очка. Его напарник имеет уже 25. В каждом комментарии для журналистов Квят крайне неуважительно отзывается о работе своей команды. Почему на точно такой же машине Сайнц стабильно приезжает в очки, Даниил комментировать отказывается. Каждый раз, когда включают радиопереговоры между Квятом и командой, больше половины слов приходится запикивать. Он недоволен всем.

В последней гонке, на гран-при Канады, виноватым оказалось судейство.

На прогревочном круге Даниил не смог вовремя завести машину и стартанул с большой задержкой, но все равно вернулся и занял свое квалификационное место на стартовой решетке.

Это строго запрещается правилами, которые в таких случаях предписывают пилоту занимать последнее свободное место, а не протискиваться между машинами. В результате судейской ошибки ему назначили очень мягкое наказание – проезд по питлейну.

Разъяренный таким решением, Квят покрыл трехэтажным матом всю судейскую коллегию прямо по радио. Ему даже посоветовали следить за словами собственные механики. Спровоцированные судьи добавили еще одно наказание – 10 секунд задержки на следующем питстопе. Всей ситуации можно было бы избежать, если бы Квят изначально поступил так, как предписывают правила. Но Даниил, видимо, считает, что правила не для него.

Есть ли причины оставлять слабого пилота с нестабильной психикой в «Формуле-1»?

Сомневаюсь.