В начале года ко мне в личку на фейсбуке постучалась китаянка Надя, которая сказала, что представляет китайский магазин GearBest и хочет размещать подборки товаров на «Палаче».

Надя писала по-русски с огромным трудом. Сразу же сложилось ощущение, что она может доносить мысли нормально, но просто не хочет этого делать, чтобы потом сослаться на недопонимание.

Как выяснилось, ощущение было верным.

Дайджесты и обзоры

Мы, как и другие IT-сайты, договорились на два вида сотрудничества с GearBest.

Во-первых, «Палач» подписался на размещение еженедельных текстов про акции в GearBest. Эти тексты мы должны были писать сами. Цена поста смешная, называть её просто стыдно. Мы согласились из-за того, что такие подборки неплохо собирают трафик: люди реально любят китайские товары с дичайшим дискаунтом.

Во-вторых, мы с Надей обсудили и второй формат. Суть такая: выбираем на GearBest гаджеты на сумму в 50 баксов (например), нам их присылают, а мы пишем обзор, оставляя девайсы себе. Тоже вполне рабочая история, учитывая, что обзоров на «Палаче» с каждым месяцем становится всё меньше и меньше (это плохо).

Перед запуском казалось, что всё нормально: нам – клики, деньги и гаджеты, им – реклама и покупатели.

Но мы радовались раньше времени.

Как нельзя работать

За первые же недели сотрудничества Надя откровенно выклевала мне мозг.

Сначала её не устраивали наши лапидарные описания товаров – она требовала больше символов.

Потом, когда мы попросили прислать на обзор маленький квадрокоптер за 50 долларов, Надя заявила, что дроны – не наш профиль, поэтому она отправит беспроводную колонку и роутер (видимо, это наш профиль).

Затем Надя оборзела окончательно и поступала так: ночью присылала список ссылок, которые нужно разместить, а днем каждые пять минут стучалась ко мне и уточняла, когда же выйдет текст. Один раз я ответил что-то в духе «Когда мы его напишем» – после этого Надя ненадолго отвалила с запросами.

Китаянка бесила меня всё сильнее. Там ей надо ссылочку поправить, тут товарчик добавить, здесь еще что-то сделать. Единственная причина, почему я терпел так долго – коллега Роман, который каждый раз успокаивал меня и просил вести себя адекватно. Иначе я бы жестко послал Надю гораздо раньше.

Когда она вывела меня в очередной раз, я предложил Роману самому писать тексты про GearBest. Вскоре нам пришла ссылка на шедевральный девайс – китайские наушники со светящимися заячьими ушами. Роман озаглавил тот пост гениально: «Планшет Xiaomi за 10 тысяч и другой шлак с GearBest к 8 марта».

В тот день даже коллега признал: с китайцами пора прощаться – наши потери (временные, имиджевые, какие угодно) того не стоят.

После этого я спокойно пожелал Наде удачи и для верности внес ее в черный список, чтобы она, как прежде, не атаковала меня бесконечными «Ну пожалуйста, ну еще последний раз, ну давайте».

Где-то через месяц я устроил амнистию всем забаненным. Среди них оказалась и Надя, которая почти сразу же мне написала.

Жирный крест

Новые условия оказались жестче. Мы подняли ценник в два раза и объяснили, что публиковать говно не будем – надо сразу давать ссылки на нормальные вещи, а не на заячьи наушники.

Надя вроде бы поняла и сразу же (в знак примирения) предложила выбрать девайсов на 50 баксов. «Можно любые», – заверила китаянка.

Я пролистал раздел с телефонами и обнаружил две типично китайские модели. Один телефон был в форм-факторе часов (мечтаю о таких с 7 класса), а другой (кнопочный) можно швырять с любой высоты, и он выживет. В сумме они стоили как раз 50 долларов. Я прислал Наде ссылки, она всё одобрила, а мы с Романом заняли выжидающую позицию.

Параллельно из Китая прилетели деньги за пять подборок сразу. Мы их публиковали, но я стабильно видел, как люди в комментариях уточняют: эй, пацаны, да у вас там левые цены.

До какого-то момента я не придавал этому значения – мало ли, читателю что-то показалось. Но потом обнаружилось, что Надя скидывала нам ссылки только на акционные товары.

Схема функционирует очень просто. Например, есть телефон. По акции первые 10 штук продают за 5 тысяч рублей. А дальше – снова за 10 тысяч рублей.

Но в исходных материалах висят именно 5 тысяч рублей. И на сайте (изначально) тоже стоят 5 тысяч рублей.

То есть формально подзаголовок «Телефон за 5 тысяч рублей» верный, а на практике все дешевые лоты уплывают к быстрым и ушлым китайцам.

Короче, обычный скидочный развод, в котором «Палач» невольно выступал посредником. Это и стало главной причиной финального прощания с GearBest.

Хотите обманывать людей? Давайте без нас. Мы за честную рекламу.

Еще три причины послать GearBest

1. Вместо двух телефонов нам пришли: VR-очки (самые дешевые), игровая гарнитура (самая дешевая), плохой спиннер и бракованный фиджет-кубик. В ответ на претензии Надя сказала, что подумала, будто телефоны нам не очень нужны. Тут без комментариев.

2. Комфортная работа с GearBest опять закончилась через 2-3 недели. В Китае решили, что раз сбросили нам деньги, то могут присылать тексты в день публикации и дергать нас за рукав («Ну что, когда ставите? Когда? Когда?»). Кроме того, когда контракт на пять материалов закончился, Надя попыталась поторговаться с нами. Это было совсем смешно, потому что наш трафик только растет – с чего бы делать скидки на рекламу?

3. Однажды Надя написала: «Моя начальница меня отругала, что вы не упомянули наш канал у себя в телеграме». Это примерно так же абсурдно, как если бы я сходил в магазин, купил там чипсов, а потом вернулся и сказал: «Меня мама отругала, что вы мне за те же деньги не дали еще и пиваса».

В результате Надя все равно выбила из меня рекламу их несчастного канала, да еще и с гигантской скидкой.

Кошмар.

Три урока из этой истории

1. Не хочешь с кем-то работать – заламывай цену. Если бы я знал, чем всё обернется, изначально попросил бы еще в три раза больше, и они бы сами слились.

2. Никогда не давай врунам, подлецам и хроническим нищебродам второго шанса – такие люди не меняются.

3. GearBest – дрянь и гниль. Трафик надо собирать АлиЭкспрессом – всё равно все сидят там, а не на GB.