Я читал в ЦП, что в начале нулевых у вас был свой бизнес, связанный с телефонами. Что с ним случилось?

Да, у меня был интернет-магазин подержанных телефонов. Выглядело это так: сидишь на Апрашке, покупаешь у барыг понятно откуда взятые мобилы, отдельно докупаешь к ним у других барыг китайские зарядки «под оригинал», продаешь. Были еще поставщики б/у мобил из Финляндии, что-то приносили сами покупатели. На самом деле, конечно, это был бизнес с приставкой «прое», потому что вся прибыль тут же пропивалась, а студенту больше ничего и не надо. В какой-то момент все это развалилось просто на почве срачей с другими совладельцами на тему «кто главнее».

Как вы оказались в IT-журналистике?

Меня занесло через Fidonet. Там были эхи SPB.ANTI.ATS и RU.ANTI.ATS – про телефонию, фрикерство, модемы. Я сначала это все читал, потом задавал ламерские вопросы, а затем написал FAQ конференции. Позже запилил сайт commutator.spb.ru. До сих пор продлеваю домен, хотя сайт заброшен. С этим багажом как-то оказался в газете «Деловая неделя», откуда мне позвонили просто по резюме. 

Что сейчас с вашим проектом TelecomDaily?

TelecomDaily цветет и пахнет, только это не мой личный проект, а я там работаю по найму. Вот, закончил отчет по LTE-сетям в России, а на следующей неделе (интервью бралось неделю назад – прим. ред.) поеду в Липецк, Тамбов и какие-то окрестные ебеня. Буду мониторить сети и проводить пресс-конференции для местных журналистов.

За счет чего существует TelecomDaily?

За счет рекламы, аналитических отчетов и организации всяких круглых столов, консалтинга, всего понемножку. Короче, TelecomDaily – информационно-аналитическое агентство.

Насколько тяжело рулить IT-проектом из Петербурга?

Современные технологии (а тебе нужен, по сути, ноутбук, интернет и телефон) позволяют работать откуда угодно. Но из Питера ездить в Москву близко, удобно и дешево, а делать это надо регулярно, потому что есть вещи, требующие личного присутствия. Побухать с пиарщиками, например. Правда, я не особо распространяюсь про Питер, потому что многие тут же начинают считать тебя каким-то журналистом регионального издания. Когда я стал главным редактором «Мобильных Новостей», первое, что сказал мне Игорь Волков – «Не пались!» Там была целая теория, вплоть до того, что понаехавшие в Москву люто завидуют питерцам, которые получают те же деньги, но живут в городе, где население при той же площади втрое меньше, а квартиры втрое дешевле – поэтому тихо ненавидят.

Вы писали, что длинные обзоры с бенчмарками – это отстой. Что тогда самое главное в тесте?

Главное в тесте девайса – понять, днище это или можно все-таки брать. Аргументированно донести мысль можно за 3-4 тысячи знаков, а не писать простыню, представляющую собой сто скриншотов с описанием того, что на каждом изображено. Кто это вообще читает?

Кто ваш любимый автор в телеком-журналистике?

Антон Нехаенко. Это единственный человек, читая которого, я чувствую себя тупым никчемным ничтожеством – настолько он глубоко разбирается в предмете, что каждый раз что-то становится для меня откровением.

Чем реальная IT-журналистика на самом деле отличается от гаджетописательства?

Ну, раз уж я сказал про Нехаенко: пока гаджетописатели гоняют AnTuTu на смартфоне с новым процессором Qualcomm, Антоша где-то раскапывает новость о том, что Apple отказывается от квалкоммовских модемов и собирается закупать их у Intel. После этого в Сан-Диего неожиданно возникает еще один кирпичный небоскреб.

Вы называете тех, кто получает дорогие подарки от брендов, лидерами мнений. Может ли быть лидером мнений персонаж с аудиторией блога в 200-300 человек?

Важно, кто эти 200-300 человек. Лидером мнений может быть человек, у которого даже вообще нет блога, но с которым советуется отдел закупок крупной розничной сети. Или он регулярно светит лицом на Первом канале в качестве эксперта по какой-то своей тематике. 

Что важнее – написать правду про гаджет и быть честным журналистом, испортив при этом отношения с брендом или соврать читателю, но сохранить хорошие отношения?

Соврать читателю бесплатно просто за хорошие отношения с брендом – это глупо и недальновидно. Врать можно только за деньги. Подходящая сумма? 2 ляма. А на правду обижаются только пиарщики, которых нужно гнать из профессии ссаными тряпками. Задача пиарщика – донести до автора преимущества своего продукта. Хотя бы пару плюсов можно найти даже у совершенно безнадежного барахла. Но я здесь, конечно, не говорю о сознательных набросах, когда автор пишет с позиции хейтера. В этом случае задача пиарщика – понять причины ненависти и их нейтрализовать.

Я видел вас на пресс-конференции Huawei в Санкт-Петербурге, которая прошла перед товарищеской игрой сборных России и Словакии. Чем та пресс-конференция была полезной, кроме подаренной футболки Huawei?

Мы отлично попили пива после матча.

Как вы решили переключиться со смартфонов на самолеты?

В какой-то момент я понял, что в телекоме все из года в год одно и то же: новый процессор, новый экран, новый стандарт связи, все по кругу. И, конечно, сама специфика предполагает определенные границы роста и развития. Кем ты можешь стать после того, как стал главным редактором журнала? Куда дальше? Я полтора года был на самой желанной для многих журналистов должности – ничего особенного, надо сказать. Поэтому развиваться можно только в ширину, охватывая новые темы. Вот я и сунулся в авиацию: после того, как я стал много летать и вообще интересоваться темой, появилось много идей о том, что можно рассказать людям.

Сколько раз в год вы летаете? 

Что-то около 70 раз в год. 

Были ли случаи, после которых у вас могла бы выработаться аэрофобия?

Я вообще еще совсем недавно был аэрофобом. Потом решил, что чем чаще летаешь – тем менее страшно. Потом еще сам стал немножко пилотировать: стало понятно, как и почему вообще летает самолет, чего нужно бояться, а чего нет. Теперь летать не боюсь. Хотя был как-то полет в Тюмень «Ютэйром», когда даже из салона было видно, что мы идем сильно ниже глиссады. Потом почти у самой земли пилоты решили прибавить режим, а когда начали после этого подниматься вверх – резко убрать. В итоге мы жестко приложились об полосу с последующим козлением. Капотена я тогда нажрался от души.

Что выгоднее чисто для вас – сайт про самолеты или сайт про гаджеты?

Выгоднее всего Схватка, квесты – в части организации корпоративных мероприятий. И, надеюсь, взлетит Exitmania – тоже квесты, но в формате «Выйти из комнаты». Мы вот только-только запустились, причем с претензиями на самое большое квест-пространство в России.

Вы очень агрессивно реагируете на PR русской компании Highscreen. Почему?

У Highscreen нет пиара. Вернее, там есть человек на должности пиарщика, с которым я лично никогда не контактировал и не знал о его существовании. Но, оказывается, он существует и превращает в пепел все, на что садится. А все после того, как я три года назад написал, что их смартфон – говно. Ну, а что еще можно сказать, когда ты пишешь SMS Марине Рожковой (она как раз и пиарила Highscreen), а оно внезапно уходит как iMessage?

Вы пользуетесь Android, а не iOS. Почему? К тому же, насколько я помню, лэптоп у вас все равно от Apple.

В iOS очень много глупых ограничений. Почему я не могу отправить, скажем, 6 фотографий сразу в виде вложения к электронной почте? Или почему я должен разблокировать айфон с одновременным включением камеры, делать снимок, потом выходить в меню приложений, открывать Instagram, в нем открывать фото из галереи и только потом постить? Ну или вот этот ваш Apple Pay: он работает? Нет? А на Android я давно могу заплатить телефоном хоть за проезд в метро, хоть за корзину продуктов в гипермаркете рядом с домом. Недавно забыл дома кошелек и умер бы с голоду, если б не смартфон. Ну, или смарт-часы – вы тут платите за Watch по триста штук, а я со смарт-часами уже почти три года хожу. Удобно же.

OS X – совсем другая история. Тут никакого анального огораживания нет, вполне стабильная полноценная юниксовая операционка с красивым интерфейсом. Ну, и сами макбуки в аппаратном плане уделывают все остальное в этой ценовой категории.

У кого из известных брендов лучший в России PR? Если не учитывать подарки.

Подарки дарят все, это не влияет на качество PR. Наверное, самые крутые – Sony. Еще LG – ты вроде просто мимо проходил, а тебе как-то незаметно всучили девайс на тест.

Ваша профессиональная мечта?

Главная мечта – это чтобы оставалось больше времени просто на себя. Или хотя бы поехать в отпуск.