Несколько абзацев о том, почему катастрофические продажи самого русского смартфона – это хорошо.

Вчера выяснилось, что второе поколение YotaPhone продалось в три раза лучше первого – 30 тысяч экземпляров за январь и февраль против 10 тысяч за тот же срок в прошлом году. Люди, близкие к ритейлу, уверяют, что официальные цифры колоссально завышены: например, Эльдар Муртазин не сомневается, что количество проданных YotaPhone колеблется от 400 до 1100 штук.

На самом деле, это абсолютно неважно. Для смартфона, который прикрывается званием «второго русского флагмана», что 30 тысяч, что тысяча – провал. Если изучить обзоры первого YotaPhone, легко обнаружить, что почти в каждом тексте встречаются слова «оригинально», «перспективно», «доработать». Именно так писали про кирпич с двумя экранами (один из них функционален едва ли на четверть), доисторическим железом и временем ожидания длиной в год. В декабре 2014-го вышел второй YotaPhone: на презентации первое поколение признали экспериментальным и подарили несчастным обладателям того гаджета скидки на новый девайс.

Казалось бы, инцидент исчерпан: второй YotaPhone создал с нуля и всенепременно должен выстрелить. Получилось наоборот: YotaPhone 2 собрал все ошибки первого поколения. Пять ключевых факторов краха этой модели выглядят так:

  1. Слишком долго ждать: дизайн показали на MWC-2014, а смартфон официально презентовали в декабре того же года. Зачем? К зиме все уже забыли, что выйдет YotaPhone.
  2. Следствие долгого ожидания – старый процессор: Snapdragon 800 был актуален в 2013 году. Вспомним, как было у первого YotaPhone: да-да, унылый двухъядерный Qualcomm в декабре 2013 года.
  3. Хлипкий корпус. Прилепив полноценный сенсорный e-ink-экран, инженеры забыли сделать смартфон прочным. Падение даже с небольшой высоты на не самую убийственную поверхность сгенерирует жирную трещину на черно-белом дисплее. У первой модели такой проблемы не было, но там и дополнительный экран существовал для красоты и рекламы.
  4. Минимум аксессуаров: смартфон показали, про все остальное забыли. О комплектации лучше не вспоминать: наушники из коробки проще сразу телепортировать в мусорное ведро, чем пытаться выжать из них что-нибудь достойное.
  5. Безумная цена. В прошлом году – двадцать тысяч, в этом – сначала 32, после взлета курса – 40. И тогда, и сейчас YotaPhone был обречен: Владислав Мартынов может сколько угодно экать и оправдываться («у нас дорогие комплектующие»), но и за 20, и за 40 тысяч у YotaPhone хватает мощных конкурентов.

«Полное дерьмо», – говорил Стив Джобс про первый КПК Apple, разработанный в отсутствие основателя компании. Страшно подумать, как Джобс охарактеризовал бы YotaPhone и YotaPhone 2. И это не метафора: Стив умел отличать хороший продукт от плохого, а в Yota Devices есть Владислав Мартынов, который готов распевать сахарные сказки про что угодно.

И главная проблема – журналисты, которые развешивают уши на презентации и переносят речи Мартынова в тексты. Вот их тезисы за последних месяц:

«Гораздо лучше первого поколения. Прорыв!»

«Держит заметно дольше»

«Читать крайне удобно»

«Дизайн отличный, современный»

«Эх, если бы не цена»

И ни слова о том, что YotaPhone 2 банально не тянет на роль флагмана: такое ощущение, что Мартынов зомбирует всех авторов.

У этого смартфона чудовищная камера, плохой звук, древний процессор и Android, который обновится неизвестно когда. Единственная компенсация за все муки – второй экран, причем люди обычно восхищаются не удобством чтения, а временем работы аккумулятора. Интересно, эта публика знает, что Sony Xperia Z3 Compact (менее 30 тысяч рублей) держит два дня, но при этом у него классная камера, водонепроницаемый корпус и топовое железо?

YotaPhone 2 ужасно продается, потому что это плохой смартфон – его выпустили слишком слабым и слишком поздно. Более того, он продавался бы еще хуже, если бы Владислав Мартынов не рассказывал на каждом углу о российском происхождении устройства. На волне ура-патриотизма («Крым наш», «Обама – обезьяна, гыгыгы» и так далее) один мой знакомый всерьез размышлял между покупкой iPhone 6 Plus 128 Гбайт и YotaPhone 2. Аргумент – не хочу кормить наших американских врагов.

Вероятно, на таких людей и рассчитаны «Йотафоны»: в Yota Devices к посредственному смартфону приклеили второй экран, назвали гаджет «русским» и возбуждают этой характеристикой всех, кто искренне считает, что в бедах России виноват Обама. Хорошо, что таких людей совсем мало – продажи YotaPhone 2 это наглядно демонстрируют.