Печальная история про IT-сайты, где публикуют десятистраничные тесты одного гаджета.

Максим Курмаев с Mobiltelefon.ru поднял шикарную тему. Краткое описание поста: как трудно жить, если в детстве/юности ты зачитывался IT-журналами, подрос, начал писать про смартфоны, но это больше не вставляет – ни тебя, ни читателей. Вокруг тебя – журналисты-крысы, которые вылизывают всем подряд, чтобы их взяли в пресс-тур. В кармане – очередное пластиковое чудище на Android, которое неплохо лежит в руке, но могло бы держать подольше и снимать почетче. Ах да, еще есть редактор, который постоянно ставит жесткие дедлайны, предлагает смешные деньги за твои титанические усилия, а потом еще и смеет исправлять твой божественный обзор.

Короче, тоска: ни Sony Xperia Z3 на Новый год, ни полетов на CES-2015 (и плевать, что там было полтора нормальных устройства), ни роскошных ресторанов, где еда не заканчивается через 15 минут.

Пост Курмаева прокомментировали все известные журналисты – вплоть до Эльдара Муртазина, который и выдал самую правильную идею (особенно если удалить из текста все упоминания Дмитрия Рябинина).

Твой обзор (тест) должен быть не предельно подробным, а максимально интересным. Возможно, необычным. Или даже на 5 тысяч символов – если тебе нужно написать про планшет от Мегафона. Вещь стоит 3 тысячи рублей, а ты ставишь туда AnTuTu и с грустью признаешь, что на уровень Nexus 9 Мегафон не тянет. И делаешь глубокое умозаключение: так это ж потому что бюджетный, не забывайте, дорогие читатели. Лучший обзор подобного гаджета я читал у Сергея Вильянова, который просто добавил в каждый абзац слово «нормальный». Нормальный экран, нормальный процессор, нормальное время работы – все нормально, потому что за 3 тысячи.

Теперь к сути. Почти все топовые русские IT-издания клонируют друг друга и живут в 2007-м: чем подробнее напишешь про архитектуру чипсета, тем лучше. Сейчас это уже реально скучно: на Яндекс.Маркете примерно миллион смартфонов, а читатель, который меняет их раз в 2 года (или в год), должен выбрать. Вот и вся великая миссия техножурналиста. Не с гиками за архитектуру поболтать (они и так все знают, каждый останется при своем мнении), а сработать для массового читателя.

Кстати, бывает, что времени для того, чтобы понять, стоит ли покупать конкретный гаджет, нужно совсем немного. Стоит на полке в «Эльдорадо» планшет Telefunken, ты его трогаешь, а у него экран деревянный. Трогаешь второй такой же – аналогичная история. Зачем писать, что «бюджетная «таблетка» подойдет детям»? Зачем это детям? Тренировать выдержку и терпение, глядя на то, как птица летит не в свинью, а в космос? Деликатность – зло. Обзор может занять 500 слов, из которых 400 – аргументы против покупки такого чуда.

На флагманы нужно день-два-три – дольше аккумулятор живет редко. Все решают эмоции, а не то, что напечатано на бумажке с характеристиками, которую среди олдскула принято расшифровывать и пересказывать в обзоре.

Я пишу про это, исходя из опыта обменов: в 2009-2011 годах я менялся б/у девайсами через объявления «ВКонтакте» – суммарно таких операций было около 35-40. Цель – потрогать новый гаджет, потом обменять его на что-то другое. Готовишься дома, пролистывая чужие обзоры, потом едешь на встречу. Времени на осмотр – минут 10, чаще всего в вестибюле станции метро. Проверяешь все жизненно важные органы (динамик, камера, экран и так далее), а дальше слушаешь сердце – твое или не твое. Как ни странно, самый эффективный вид тестирования.

Жизнь без iPhone. Как я стал жертвой собственной наглости

Главное в 2015-м – впечатления, которые накладываются на опыт. Если человек 15 лет тестирует гаджеты, то он способен сложить свои ощущения не в абзац «Выводы» («Итоги» – как вариант), а в полноценную колонку. Достаточно избавиться от параграфов (экран, процессор, аккумулятор), чтобы текст ожил. Никаких «весьма неплохой показатель, особенно за такие деньги». Тупо впечатления. После нескольких фильтраций таким форматом можно возвращаться к стандартным параграфам: количество символов в них уменьшится раза в 2-3, останется самое важное, без полутонов.

Только в таком случае у IT-издания (если оно молодое) может появиться узнаваемое лицо, а не расплывчатая морда обзорщиков-подражателей. Раздел «Блог» на Mobile-Review (а теперь и на Mobiltelefon) – абсолютно правильный путь: в бешеном потоке информации у людей нет времени читать материалы по 30-40 минут. Прочитал 5-8 тысяч знаков, потратил 2 минуты на видеообзор, услышал «Да, берите/Нет, отстой/Берите, но только те, кому нужно это и это» – сделал выводы. В сумме израсходовано 10-15 минут, безо всяких анализов процессора (ах, он чемпион в AnTuTu) и прочих вещей, которые вообще ни на что не влияют.

P.S. «А как же пресс-туры? А как же подарки? А как быть с ресторанами?». В моем идеальном мире в пресс-туры ездят те, кто лучше всех пишет (говорит), подарки получают они же, да и в ресторанах мидиями давятся тоже они.

Все, написанное выше, – мнение человека, который работает в IT-сфере чуть больше двух лет, тестировал живьем 3 (ладно, почти 4) устройства и писал в основном новости/дайджесты/листы ожиданий/колонки/обзоры приложений.